Практика наставничества

  сб., 11.02.2023

Автор:

Ильина Екатерина Сергеевна

воспитатель

МАДОУ ГЦРР д/с №4 "Ёлочка"-

ЦРР д/с №2 "Зёрнышко"

«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Данная практика нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Алгоритм данной практики предполагает следующее:

·         Постановка цели, задач;

·         Составление практики;

·         Подбор средств реализации практики;

·         Определение способов реализации практики,

·          Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат:

- познание себя и ориентация на ценности саморазвития;

-стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;

-аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;

-умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы;

-умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;

-прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;

-умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;

-умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми и др.

Таким образом, данная практика направлена на формирование у педагогов убеждений:Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Обязанности наставников:

 — знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

— изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового чтения;

— знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной развивающей средой детского сада;

— вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности);

— разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования;

— оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской деятельности,

— личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

—периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

— подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Идея создания практики появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Данная практика адресована воспитателям, старшим воспитателям.

  1. ПАСПОРТ ПРАКТИКИ

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи практики:

• Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.

• Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

• Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления

-Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.

-Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.

-Разработка и обсуждение планирования.

-Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.

-Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.

Условия эффективности работы

- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

- Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

- Оценка результатов работы (диагностика развития детей);

- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информаци.

II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

1 этап: диагностический

 Педагогическое образование (колледж, ВУЗ).

·                     Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).

·                     Наличие опыта практической работы с детьми.

·                     Ожидаемый результат педагогической деятельности.

·                     Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений;выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии.

2 этап: практический

 Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;Взаимоподдержка и взаимопомощь; Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3 этап: аналитический

Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; Динамика профессионального роста; Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;Самоанализ своей деятельности за прошедший год;Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;Подведение итогов, выводы. 

Использовать в работе с молодыми воспитателями  разработку индивидуального плана профессионального становления: назначение наставника  из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом);педагогическое самообразование и самовоспитание; участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;участие в работе методического объединения;участие в жизни детского сада.

 Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:

 Старший воспитатель – молодой специалист:создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

 Молодой специалист –ребенок:оказание поддержки со стороны коллег.

Заключение

 Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности информационных потребностей педагога;

Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

Оценка педагогического труда по результатам;

Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

                                               С.А. Макаренко.

 Используемая литература

1.    Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

2.      Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.

3.       Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.

4.      Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.

5.      Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина. Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. .– 198 с. 3.

6.      Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.

Приложение 1

План работы с молодыми педагогами

 

Сроки

Содержание мероприятий

Ответственный

Сентябрь

1.        Создание приказа о наставничестве. Закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами.

2.        Разработка «Положения о группе наставников при педагогическом совете МБДОУ «Чебурашка».

3.        Сбор данных о молодом педагоге. Анкетирование молодых педагогов.

4.        Планирование образовательной деятельности на

неделю - «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня).

 Рабочая программа педагога.

6.         Консультация по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе».

старший

воспитатель,

наставник

Октябрь- Ноябрь

1.        Анкетирование «Личностный паспорт воспитателя».

2.        Выбор темы по самообразованию. Оказание помощи в составлении плана работы по теме самообразования.

3.        Оказание помощи в подборе новинок методической литературы для самообразования.

4.        Круглый стол по теме «Календарное планирование             о   образовательной работы  с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность).

Методика проведения занятий.

6.         Контроль за планированием образовательной работы в группах молодых специалистов.

7.         Совместная  деятельность  воспитателя и детей во второй половине дня.

старший

воспитатель,

 

 

 

наставники

 

Декабрь

1.         Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов.

2.        Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня      усвоения программного материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому мониторингу».

3.                   Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам пед. мониторинга.

наставники

 

 

 

Январь

1.         Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов.

2.         Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности»)

3.         Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями».

 

старший

воспитатель,

педагоги –

 наставники

 

 

Февраль

1.         Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей.

2.         Круглый стол по теме: «Руководство развитием игровой деятельности детей»

3.         Контроль за планированием работы по развитию игровой деятельности детей.

старший

воспитатель,

педагог –

наставник

 

Март

1.         Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей.

2.                  Индивидуальные консультации по планированию воспитательно – образовательной работы  с детьми.   Составление конспектов педагогических мероприятий  молодыми педагогами.

3.         Круглый стол по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста».

педагоги –

наставники,

старший

 воспитатель,

 

молодые

 педагоги

 

Апрель

1.         Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей.

2.         2. Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе.

старший

воспитатель,

педагоги –

наставники

Май

Отчет по наставничеству

наставники

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010181

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1299
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.