Практика наставничества |
сб., 11.02.2023 |
Автор:
Ильина Екатерина Сергеевна
воспитатель
МАДОУ ГЦРР д/с №4 "Ёлочка"-
ЦРР д/с №2 "Зёрнышко"
«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Данная практика нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Алгоритм данной практики предполагает следующее:
· Постановка цели, задач;
· Составление практики;
· Подбор средств реализации практики;
· Определение способов реализации практики,
· Контроль и коррекция.
Ожидаемый результат:
- познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
-стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
-аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
-умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы;
-умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
-прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
-умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
-умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми и др.
Таким образом, данная практика направлена на формирование у педагогов убеждений:Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.
Обязанности наставников:
— знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
— изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового чтения;
— знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной развивающей средой детского сада;
— вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности);
— разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования;
— оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской деятельности,
— личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
—периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
— подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Идея создания практики появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Данная практика адресована воспитателям, старшим воспитателям.
- ПАСПОРТ ПРАКТИКИ
Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Основные задачи практики:
• Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.
• Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
• Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Основные направления
-Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
-Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
-Разработка и обсуждение планирования.
-Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
-Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.
Условия эффективности работы
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информаци.
II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
1 этап: диагностический
Педагогическое образование (колледж, ВУЗ).
· Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
· Наличие опыта практической работы с детьми.
· Ожидаемый результат педагогической деятельности.
· Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений;выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии.
2 этап: практический
Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;Взаимоподдержка и взаимопомощь; Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап: аналитический
Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; Динамика профессионального роста; Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;Самоанализ своей деятельности за прошедший год;Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;Подведение итогов, выводы.
Использовать в работе с молодыми воспитателями разработку индивидуального плана профессионального становления: назначение наставника из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом);педагогическое самообразование и самовоспитание; участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;участие в работе методического объединения;участие в жизни детского сада.
Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:
Старший воспитатель – молодой специалист:создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист –ребенок:оказание поддержки со стороны коллег.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности информационных потребностей педагога;
Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
Оценка педагогического труда по результатам;
Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»
С.А. Макаренко.
Используемая литература
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
3. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
5. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина. Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. .– 198 с. 3.
6. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
Приложение 1
План работы с молодыми педагогами
Сроки |
Содержание мероприятий |
Ответственный |
Сентябрь |
1. Создание приказа о наставничестве. Закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами. 2. Разработка «Положения о группе наставников при педагогическом совете МБДОУ «Чебурашка». 3. Сбор данных о молодом педагоге. Анкетирование молодых педагогов. 4. Планирование образовательной деятельности на неделю - «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня). Рабочая программа педагога. 6. Консультация по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе». |
старший воспитатель, наставник |
Октябрь- Ноябрь |
1. Анкетирование «Личностный паспорт воспитателя». 2. Выбор темы по самообразованию. Оказание помощи в составлении плана работы по теме самообразования. 3. Оказание помощи в подборе новинок методической литературы для самообразования. 4. Круглый стол по теме «Календарное планирование о образовательной работы с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность). Методика проведения занятий. 6. Контроль за планированием образовательной работы в группах молодых специалистов. 7. Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня. |
старший воспитатель,
наставники
|
Декабрь |
1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня усвоения программного материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому мониторингу». 3. Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам пед. мониторинга. |
наставники
|
Январь |
1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») 3. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями». |
старший воспитатель, педагоги – наставники
|
Февраль |
1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Круглый стол по теме: «Руководство развитием игровой деятельности детей» 3. Контроль за планированием работы по развитию игровой деятельности детей. |
старший воспитатель, педагог – наставник
|
Март |
1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Индивидуальные консультации по планированию воспитательно – образовательной работы с детьми. Составление конспектов педагогических мероприятий молодыми педагогами. 3. Круглый стол по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». |
педагоги – наставники, старший воспитатель,
молодые педагоги
|
Апрель |
1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. 2. Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе. |
старший воспитатель, педагоги – наставники |
Май |
Отчет по наставничеству |
наставники |
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010181
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf