Использование скакунов совы в образовательном процессе, как средство развития зрительно-моторной координации детей |
вс., 15.01.2023 |
Автор:
Теплоухов Владимир Геннадьевич
МАДОУ д/с 158, г.Тюмень, Россия
Аннотация: В статье авторами было рассмотрено средство развития зрительно-моторной координации детей. Развитие этого аспекта координации представляет собой комплекс специальных упражнений, их отработка и формирование базовых умений и навыков. Основной задачей дошкольного образовательного учреждений является сохранение и укрепление жизни и здоровья ребёнка, а также развитие его физических, творческих, психологических и иных качеств. Для того что бы помочь ребёнку с ОВЗ в физическом развитии, инструктора по физической культуре, учителя образовательных учреждений применяют различные практики. Решение данной проблемы скрывается в изучении различных научных данных, педагогических практик и комплексной работе педагогов, и узких специалистов ОУ.
Ключевые слова: физическое развитие, комплексы специальных упражнений, зрительно-моторная координация, Скакуны Совы.
USING OWL HORSE IN THE EDUCATIONAL PROCESS, AS A MEANS OF VISUAL-MOTOR COORDINATION
DEVELOPMENT OF CHILDREN
Teploukhov Vladimir Gennadievich
MADOU d / s 158, Tyumen, Russia
Annotation: In the article, the authors considered a means of developing children's visual-motor coordination. The development of this aspect of coordination is a set of special exercises, their development and the formation of basic skills and abilities. The main task of preschool educational institutions is to preserve and strengthen the life and health of the child, as well as the development of his physical, creative, psychological and other qualities. In order to help a child with disabilities in physical development, physical education instructors, teachers of educational institutions use various practices. The solution to this problem lies in the study of various scientific data, pedagogical practices and the integrated work of teachers and narrow specialists of the educational institution.
Key words: physical development, complexes of special exercises, hand-eye coordination, Owl Horses.
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) становиться всё больше. Дети с ОВЗ испытывают потребность не только в специально организованной среде, но и организации образовательной деятельности. Влияние стремительно развивающегося мира, активное распространение и легкодоступность различного рода аксессуаров и гаджетов, призванных в первую очередь облегчить, улучшить, сделать процесс нашей жизнедеятельности комфортнее, имеет как позитивную, так и негативную сторону.
Социальный круг общения детей значительно сузился, дети всё чаще предпочитают общение с телефоном или телевизором, нежели со своими сверстниками и близкими. В связи с чем, необходимо внедрять в образовательный процесс специализированные комплексы, программы, технологии для помощи в усвоении образовательных программ и общего развития ребёнка.
Целью статьи является обоснование важности развития зрительно-моторной координации как у детей с речевой нормой, так и с речевыми нарушениями, а также знакомство с одним из средств их развития.
Методы и организация исследования:
Зрительно-моторная координация – это один из главных критериев готовности детей к обучению в школе. Дети с низким показателем этого аспекта развития, зачастую испытывают трудности в концентрации внимания, сосредоточенности, в освоении навыков письма. Слабая зрительно-моторная координация является причиной допущения ошибок при списывании с доски и учебника. [2] Это в свою очередь негативно сказывается на формировании положительного отношения ребёнка к школе.
Наше дошкольное учреждение посещает довольно большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту ТНР) и общим нарушением речи (далее по тексту ОНР). Для помощи воспитанникам, педагоги используют различные методики и программы коррекции, которые помогают детям выйти на норму речи. Настоящим открытием для нас стало знакомство с опытом работы американского школьного учителя Билла Хьюберта. Он разработал систему специальных упражнений с мячиками и мешочками, эта методика получила название - Bal-A-Vis-X. [3.2] Цель которой заключается в том, чтобы помочь детям, имеющим проблемы в обучении, такие как: «дислексия», «дисграфия», «нарушение пространственных представлений» и «межполушарного взаимодействия».
"Выполнение серии различных движений с мячиками и удержание определенного ритма развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Ребенок может дольше удерживать внимание не отвлекаясь.
Тренировка правильных захватов мячика развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребенку постепенно становится легче писать красивым, аккуратным подчерком. Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную активность, развивает координацию, укрепляет опорно-двигательный аппарат.
Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание: улучшается навык чтения за счет расширения зрительного поля, ребенку проще удерживать строчку и в процессе чтения, и при письме; проще ориентироваться в письменных работах в тетради. Проще отслеживать материал, который записывается на доске за счет стабильного зрительного переключения с доски на тетрадь.
Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют межполушарное взаимодействие, оптимизируют и улучшают мозговую деятельность в целом.
Доказанные результаты методики:
У ВСЕХ детей: развиваются когнитивные функции;
У детей с трудностями обучения: развиваются математические способности, а также речевые навыки;
У детей с ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ: повышается концентрация и устойчивость внимания, его объем и переключение;
У детей с ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ: снижается импульсивность, поведение налаживается, дети становятся более собранными"[5].
Изучив данную методику, мы приобрели специальное оборудование – кинезиологические мячики «Скакуны Совы».
«Скакуны Совы» - это специальные мячики, которые при отскоке от пола издают чёткий щелчок. Занятия с такими мячиками улучшают зрительно-моторную координацию, формируют чувство ритма у ребёнка. В процессе работы со «Скакунами Совы», у ребёнка происходит сонастройка психики и тела, которая способствует концентрации внимания, повышению самооценки, уверенности в своих силах [3.1].
Изученная методика показалась перспективной, поэтому было принято решение о её апробации. На начальном этапе нами было приобретено специальное оборудование – мячи скакуны. Кроме были определены две группы детей, контрольная и экспериментальная. В состав экспериментальной группы входили дети с ТНР, а в состав контрольной группы входили дети с речевой нормой. Совместно с педагогом-психологом провели «Зрительно-Моторный Гешталь-Тест» [1]. Он показал, что у детей с ТНР, зрительно-моторная координация находится на более низком уровне, чем у детей контрольной группы (рис.1). В течении четырёх месяцем экспериментальная группа детей совместно с инструктором по физической культуре и педагогами, активно использовали мячики на занятиях по физической культуре, физ. минутках, гимнастиках и других режимных моментах. По истечении четырёх месяцев, дети экспериментальной и контрольной групп снова выполнили данный тест. Результаты повторного теста имели, пускай не большую, но всё же положительную динамику по сравнению с детьми контрольной группы (рис 2). Работу в этом направлении, решено было продолжить, до конца учебного года.
Результатами нашего исследования стала значительная положительная динамика выполнения Гешталь-Теста, что в свою очередь говорит о повышении уровня зрительно-моторной координации (рис 3).
Проводя данное исследование, мы пришли к выводу что методика интеграции «Скакунов Совы» в образовательный процесс, положительно сказывается на развитии зрительно-моторной координации, улучшении межполушарных взаимодействий, повышению самооценки и уверенности в своих силах. Следствием роста психомоторного развития ребёнка, будет уменьшение испытываемых трудностей в школе.
Рис. 1. Результаты исследования зрительно-моторной координации (сентябрь, 2021)
Рис. 2. Результаты исследования зрительно-моторной координации (декабрь, 2021)
Рис. 3. Результаты исследования зрительно-моторной координации (май, 2022)
Список литературы, интернет -источники:
- Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест / В.И. Болопольский, О.В. Лови. Изд. 3-е. – М.: Когито-центр, 2008. – 42 с.
- Особенности развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников / Международный студенческий научный вестник – 2016, - №5-1.
- Интернет ресурсы:
3.1. https://nannyowl.ru/product/skakuny-sovy/
3.2. https://brain-board.ru/blog/detail/metodika-bal-a-vis-x/
4. https://vk.com/wall-140321765_2934
5. https://art-terapy.ru/metodiki/kineziologicheskie-mjachi-i-meshochki
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010082
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf