Как растут цветы и потом превращаются в семена

  ср., 21.12.2022

Авторы:

Мясникова Елена Алексеевна

Городовая Гузель Фирдависовна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели МАДОУ д/с № 158 года Тюмени

С коллегами мы продолжили цикл наблюдений и исследований для детей в природе.  (Первым объектом в июне-июле было  солнце). Мы не могли оставить без внимания нашу клумбу, выращенную руками родителей, детей и педагогов. Появление ярко цветущих растений, явные изменения в формах и строении цветка   заинтересовали ребят и стали следующим объектом совместного исследования.

Ещё в самом начале были поставлены задачи. Начнём с самой трудной:        

- Донести до сознания детей, почему называют природу живой и неживой? Почему растения относят к живой природе?                                                  

- Расширять познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;

- Развивать умение сравнивать и анализировать, делать выводы  и выражать это в речи.

- Учить ориентироваться в информационном пространстве, применять полученные знания.

- Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

 Для наблюдений и изучения, откуда и как у цветов появляются  семена, мы выбрали три объекта: бархатцы, циннию и скабиозу пурпурную. Первым было коллективное подробное рассматривание соцветий: цвет и форма, на что похоже, расположение лепестков.

После чего обобщающий коллективный вывод и зарисовки – схемы несколькими детьми. «У бархатцев лепестки кудрявые, их очень много и они растут в кучке. Их соцветие похоже на кисточку», - говорили дети, - а у циннии лепестки растут в кругу, как будто водят хоровод. Лепестки овальные, нежные, их держит по - середине кнопочка, как у ромашки». Больше всего удивлений вызвал цветок под названием  скабиоза. «Скабиоза похожа на половинку пушистого шарика, - говорили дети, - у неё лепестки как иголочки, беленькие на концах».

Через каждые пять дней мы фотографировали одни и те же соцветия, и потом на быстром просмотре фотоснимков  отчётливо увидели, как видоизменяется их форма, цвет и что происходит с лепестками. Мы создали таблицу, в которой  в каждую из колонок поместили фото цветка и со слов детей кратко записывали результаты наблюдений.  Затем в процессе исследований, возвращались к записям, к   фотоснимкам, чтобы подвести детей к пониманию:  «почему растения относят к живой природе. Они не умеют разговаривать, двигаться, но растения растут, развиваются, внутри их происходят  изменения». Например, наблюдали за циннией

Дети приносили из дома ответы на вопросы, которые возникали в процессе наших рассуждений, новой полученной информации. Например, что такое цветонос? Дети предполагали, педагог поддерживал суждения: «Это от слова несёт или про нос, который есть  у цветка?» Оказалось, что это ножка – стебель, на котором держится сердце - серединка цветка.

Чтобы полученные представления детям  были ясны и понятны, мы рассматривали всего четыре характеристики выбранных объектов и  яркую, какую  нибудь  отличительную особенность каждого. Все три соцветия сравнивали по одним и тем же критериям:

-форма, на что похожа;

- цвет;

-величина;

-запах;

-  процессы изменения; особенности, как по - разному отцветает  (форма семян, их расположение).

Интерес у детей оживился, когда начался процесс увядания цветов. От того, что его не поливали? Или потому что пришло время отцветать, превращаться снова в семечко? Ребята с грустью, сожалением отмечали, что цветы темнеют, вянут, теряют лепестки. Но когда увидели превращение серединки цветка в чашечку для семян, снова удивлялись и радовались. «Чашечка будет бережно хранить семена, пока они не созреют, - говорили мы.

«У бархатцев лепестки не опали, они высохли, высохли и превратились в семена – иголочки. У циннии лепестки опали, осталась желто коричневая коробочка, в которой лежат плоские маленькие чешуйки» А у скабиозы – всё не так, - рассуждали дети, - Середина превращается в маленькую зелёную шишку, с  которой опадают лепестки и остаются тонкие волосики. Потом шишка сохнет, лопается  и в ней видны маленькие колокольчики.

У каждого цветка дети  находили те самые цветоносы и  срезали сухие  коробочки, а сбор и рассматривание семян мы проводили уже в группе.

В нашей маленькой лаборатории каждый желающий мог рассмотреть под увеличительным стеклом, пощупать, сравнить, зарисовать.

«У бархатцев семена – иголки. Все иголочки стояли вместе. Их можно потянуть и они легко вытаскиваются. У циннии семена листики, они легко высыпаются из чашечки. Семена скабиозы похожи на колокольчики, их надо вытаскивать  осторожно, чтобы не сломать тонкие усики».

Свои зарисовки, схемы в таблицах мы предлагали прокомментировать детям из других групп и сравнивали со своими.

«Куда девать семена, как хранить до весны? Будем ли мы садить теперь уже свои семена на следующий год? Может быть, нам посадить на клумбу другие цветы, но тогда мы не узнаем, прорастут ли наши семена. Правильно ли мы собрали их?»  Все эти вопросы дети обсуждали вместе и решили посадить, а если прорастут,  то поделиться рассадой с кем нибудь ещё.

Фотоснимков от первого стебелька у нас нет, та как мы стали наблюдать за уже цветущими растениями, но изменения, происходящие с растениями во время цветения дети всё таки увидели  во отчую, благодаря фото. На быстром просмотре это особенно заметно. В результате исследования мы поняли, что цветы относят к живой природе, так как они питаются, растут и размножаются. Каждый цветок выращивает в себе, в своей серединке семена, чтобы на следующий год снова появлялись такие же цветущие растения.

Используемая литература:

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с. Об основных приёмах наблюдений и экспериментирования с детьми в разное время года.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010011,  0010012, 0010013,

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1469
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.