Игры для развития основ алгоритмизации для дошкольников |
сб., 17.12.2022 |
Авторы:
Редикульцева Ирина Анатольевна,
Халидуллина Танзиля Наилевна
воспитатели МАДОУ "Детский сад №40-
Центр развития ребенка" города Тобольска
Пиктомир – начальный курс программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно – следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. Знакомство с программой рекомендовано начинать в 4-5 лет, но детям этого возраста сложно ориентироваться на плоскости относительно виртуального робота – исполнителя. Поэтому появляется необходимость сделать возможной адаптацию основных целевых установок программы для ориентации ребенка относительно себя. С этой целью нами были разработаны ряд игр, организованных на напольной платформе, разделенной на квадратные сектора, без использования электронных средств обучения. Общее правило для всех этих игр – один ход - это передвижение на одну клетку в любую сторону или один поворот. Первый ход предоставляется игроку, выбранному с помощью средств, предложенных детьми (жребий, считалка и т.п.).
Игры – догонялки организуются для 2-4 игроков, условно разделенных на «убегающих» и «догоняющих». Задача первых – добраться до цели, не встретившись со вторыми, которые, в свою очередь, должны оказаться в соседнем секторе с убегающими и поймать их.
Во время игр – собиралок цель участников – выстроить по секторам свой маршрут так, чтобы собрать как можно больше «драгоценностей». Подсчёт выигрыша и определение победителя – кульминационнный момент, способствующий развитию элементарных математических представлений.
Среди игр – собиралок особой популярностью у детей пользуются игры с конструктором. Каждый участник собирает те детали, которые нужны для будущей постройки (это может быть как запланированная конструкция по схеме, так и свободное конструирование из имеющихся деталей).
Игры – обгонялки – это не просто игры на скорость. Каждому игроку необходимо построить для себя такой маршрут на пути к одной цели, чтобы опередить соперника, обходя все препятствия и соблюдая установленные правила.
Во время игр – сказок на поле разворачиваются самые настоящие мини – спектакли, во время которых главному герою (игроку) нужно пройти нелёгкий путь к своей цели, руководствуясь определенным порядком событий.
При проведении таких игр можно внести элементы усложнения: препятствия на игровом поле, использование кубика для определения количества ходов, маршрутная карта и другие условия, которые подбираются конкретно для каждой игры. Подобные усложнения вносят разнообразие в игровую деятельность и еще больше увлекают маленьких игроков.
Самостоятельное составление маршрута с помощью схематических обозначений для достижения цели – переходный этап к работе с алгоритмами на плоскости относительно предмета. В старшем дошкольном возрасте в образовательном пространстве организуется предметная игровая техносреда с основами алгоритмизации и программирования с использованием мини – роботов.
Играя в «Умные загадки», участники загадывают друг другу загадки (картинка в определенном секторе игрового поля) с помощью составления маршрута, и, меняясь местами, отгадывают их.
Во время игры «Строитель» игроки становятся командой помощников робота в нелегком деле: необходимо собрать фигуры для создания конструкции и выстроить её по образцу. Немного совместных усилий, и цель достигнута!
Игру «Составь рассказ» можно использовать в рамках любой тематики проектной деятельности: игрокам нужно выбрать любую картинку, составить правильный маршрут и, дойдя до пункта назначения, рассказать о том, что на ней изображено. Как вариант, можно сочинить целую историю по иллюстрациям, соединив их между собой по смыслу с помощью маршрута робота.
Игры – соревнования занимают особое место в нашем арсенале: вместе с формированием у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления они способствуют развитию духа соперничества и здорового азарта. Выполняя задания, участники, выходя из разных отправных точек, должны как можно быстрее заселить своих жильцов в домики. Сложность игры в том, что на игровом поле уже есть жильцы-соперники. Поэтому при выборе маршрута нужно быть предельно внимательными.
При создании описанных выше игр дети стали не только участниками и инициаторами игры, но и выступили в качестве соавторов её уникальных вариантов в тандеме с педагогами, что является одной из самых важных ценностей образовательного процесса.
Интернет – ресурсы https://piktomir.ru/
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009978, 0009979
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf