Использование арт-терапии на логопедических занятиях по развитию речевой компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи |
сб., 30.04.2022 |
Автор:
Ровнова Ксения Эдуардовна
учитель-логопед
МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка"
Одно из главных средств общения человека – речь. Как сложное психическое образование, речь имеет сложную структуру, каждый компонент которой несет определенную функцию. Коммуникативная функция речи направлена на сообщение другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. У детей с ОНР происходит нарушение формирования всех сторон речи, что обуславливает низкий словарный запас, аграмматизмы, нарушение звукопроизношения, и препятствует формированию речевой компетентности.
Анализ теоретико-методологической базы позволил определить, что речевая компетентность – это умение ориентироваться в различных ситуациях общения, способность использовать вербальные (речевые), невербальные (мимика, жесты, движения) и интонационные средства общения (А.П. Сковородников, К.Ф. Седов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.). Характерной чертой коммуникативной компетентности являются качества, позволяющие говорящему самому создавать средства и способы достижения собственных целей.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи – адаптация и интеграция в социуме, основным фактором реализации которых является речевая компетентность в пространстве взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для дошкольного возраста характерна особая чуткость к языковым явлениям, интерес к осмыслению речевого опыта, общению, что делает данный период наиболее благоприятным для овладения речевой компетентностью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речевой компетентности ребенка – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса детского сада.
В процессе общения речевая компетентность реализуется в умении ориентироваться и учитывать особенности своего собеседника. Основой речевой компетентности является сформированность адекватного образа сверстника, включающий познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Современный метод психологической коррекции и психотерапии, сочетающий в себе невербальный и вербальный способ общения – арт-терапия. Данный метод является важным инструментом при оказании психологической помощи детям, имеющим различные нарушения в развитии. На логопедических занятиях арт-терапия является инновационным нестандартным методом работы с детьми с речевыми нарушениями, что обуславливает актуальность использования данного метода.
Как показывает мой личный опыт, использование арт-терапевтических средств на логопедических занятиях позволяет создать благоприятный эмоциональный фон, познакомить ребенка с различными сенсорными эталонами, способствует усвоению некоторых лексических и грамматических категорий, развитию графомоторных навыков, с помощью арт-терапии можно познакомить ребенка с различными эмоциями. Для детей дошкольного возраста, по-моему мнению, очень важно не только развивать нарушенные функции, но и создавать условия для формирования сенсорного опыта, ведь именно в возрасте 3 – 7 лет происходит созревание второго (функционального) блока мозга, который отвечает за восприятие (зрительное, тактильное, слуховое и т.д.).
Арт-терапию я использую во время коррекционно-развивающей образовательной деятельности для формирования и развития различных компонентов речевой деятельности и как дополнительное средство, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Использование приемов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе, как показал мой опыт, дает хороший образовательный эффект, так как краски, тесто, пластилин и другие материалы всегда вызывают повышенный интерес у детей. Во время работы у дошкольников развиваются познавательные функции, моторика, улучшается предметно-игровая деятельность, что оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
Приемы арт-терапии, применяемые в коррекционной работе с детьми с ОНР на логопедических занятиях:
1. Изотерапия – вид арт-терапии, позволяющий развивать не только изобразительные навыки ребенка, но и связную речь, графомоторные навыки, лексический и грамматический строй речи. Изотерапию можно использовать с детьми разных возрастов. Процесс рисования, представляющий собой совокупность актов мелкой моторики, помогает в развитии психических процессов, которые необходимы для речевого развития. Замечательным дополнением к изотерапии являются сенсорные коробочки, позволяющие погрузить детей в атмосферу занятия.
Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и несформированность речи:
- игры на развитие диафрагмального дыхания («Волшебное дерево»);
- развитие фонематического слуха и восприятия («Разноцветные звуки», «Кто в домике живет»);
- развитие лексико-грамматического строя речи («Чего не стало», «Что нарисовали», «Какой, какая, какие», «Дорисуй», «Нарисуй наоборот»);
- развитие пространственных отношений («Далеко – близко»);
- развитие интонационной стороны речи («Нарисуй эмоцию», «Разноцветные лестницы»);
- развитие связной речи («Нарисуй и расскажи», «Дорисуй сказку»);
- развитие речевой компетентности («Нарисуй настроение друга», «Разноцветный город» (выполняется в группах), «Наш мир» (создается с помощью красок эбру); «Расскажи-ка» (составление текста по рисунку, выполняется в групповой форме)).
2. «Тестопластика» и «Пластелинопластика» – виды арт-терапии, нетрадиционная логопедическая технология. Пластилин и тесто – очень интересный материал особенно для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Создавая различные предметы, рисуя пластилином, дети лучше узнают окружающий мир, выражают себя.
Работа с пластилином и тестом помогает развивать мелкую моторику рук: катание колбасок, шариков, размазывание пластилина – расширять словарный запас и грамматический строй, а именно знакомиться с цветами, структурами (твердый, мягкий, гладкий), совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, например, составляя рассказ со слепленным героем.
3. Песочная терапия – вид арт-терапии; игра с песком, которая способствует развитию сенсорных и моторных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности, мотивации к коммуникации, связной речи, лексико-грамматического строя речи.
Логопедические игры с песком, способствующие преодолению речевых нарушений:
-игры, направленные на развитие диафрагмального дыхания («Вьюга», «Найди что спрятано», «Прятки», «Две дорожки»);
- игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия;
- игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи («Чего не стало», «Подбирай, называй, запоминай», «Дорисуй»);
- игры, направленные на формирование и развитие слоговой структуры слова («Дорожка»).
Данные игры и упражнения являются нестандартной формой работы, вовлекают детей в процесс практической деятельности. Устраняя нарушения и развивая все стороны речи, мы формируем предпосылки, которые являются основой для становления коммуникативной компетентности.
Источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2013. 26 с. –2020. – №8. – С. 93–96.
- Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий : (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : ИКАР, – 2010. – С. 446.
- Гурдаева, Н.А Изотерапия в работе учителя-логопеда / Н.А. Гурдяева, Г.Н. Кобякова // Современное педагогическое образование.
- Здор, Е.В. Пескотерапия как средство развития речи детей / Е.В. Здор, Чистобаева А.Ю. // Наука и современность – 2014. – 2014, – С.48–51.
- Кириллова, М.К. Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством арт-терапии / М.К. Кириллова, Ю.О. Новгородова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №2. – С.36–41.
- Краснова, Т.Н. Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитие речи / Т.Н. Краснова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №65-3. – С.33-35.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009300
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf