Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования |
чт., 28.04.2022 |
Составители:
Царькова Галина Васильевна
Высшая квалификационная категория
Галимова Роза Ахметовна
Первая квалификационная категория
Воспитатели МАДОУ детский сад № 87 г.Тюмени
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н.А. Островский
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, которое направлено на подготовку детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
У детей с задержкой психического развития часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Поэтому возникает необходимость уберечь дошкольников от опасностей, при этом стараясь не нарушить их стремление к познанию нового, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к жизни в окружающем мире.
Необходимо отметить, что работа по реализации образовательной области «Безопасность» должна входить во все разделы и направления работы дошкольного учреждения. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.
Ребёнок в любой момент может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому важно не только оберегать дошкольника от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, сформировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения, используя, в том числе, и нетрадиционные формы рисования.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома интересных вещей (зубная щетка, расчёска, свечи, поролон, катушки ниток и другие). Особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе образования замысла.
Во время рисования ребёнок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами.
У детей с ЗПР доминирующим является наглядно-действенный образ мышления. Поэтому мы в своей работе с детьми с ЗПР неоднократно обращались к использованию нетрадиционного рисования с целью закрепления правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
В рамках тематической недели по безопасности в детском саду были проведены занятия: «Сбережём природу» - рисовали пальчиками лесной пожар; «Опасности с огнем» - рисовали на воде палочками, ладонью; «Знакомство с ПДД» - дети рисовали дорогу, машины, светофор, используя оттиск печати из картофеля и ватные палочки; «Знакомство с дорожными знаками» - закрашивали дорожные знаки в технике «свечкографии»; «Микробы вокруг нас» - познакомили детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией и др.
Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, лучше запомнить опасные моменты в повседневной жизни. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?
Надо отметить, что обучая детей правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать. Этим мы не научим ребёнка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание, как и чрезмерная опека дошкольника взрослыми может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
С помощью различных техник рисования и таком подходе, у ребёнка формируются элементарные знания об опасности с игр огнём или правилах дорожного движения, о последствиях несоблюдения правил личной гигиены и т.д. Кроме этого, нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Следует отметить, что проведение непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
- развивает уверенность в своих силах;
- способствует снятию детских страхов;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение.
Таким образом, нетрадиционное рисование – это уникальный инструмент не только воспитательной, но и образовательной работы с детьми с задержкой психического развития. Она позволяет решать множество задач, в том числе, касающихся формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Список использованной литературы:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- Мозаика-Синтез, М., 2018
- Дубровская Н.В Витражи из цветной бумаги.- С.-Пб, 2009
- Дёрова И.В.- Рисование — одно из средств формирования ОБЖ-https://www.1urok.ru/categories/19/articles/24073#:
- Ермолаева, М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками/ М. В. Ермолаева. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 176 с.
- Маркова, Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 187 с.
- Павлова Н. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности /https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-u-doshkolnikov-osnov-bezopasnosti-zhiznedejatelnosti-795036.html
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.- М, 2006
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба и игра. «Изобразительное искусство», Ярославль, 1997
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009283, № 0009284
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf