Музейная педагогика как условие реализации ФГОС ДО |
пн., 25.04.2022 |
Автор:
Мачитова Райхангуль Сабировна
Воспитатель 1-й квалификационной категории
МАДОУ Детский сад № 7 г. Тобольска
«Музейная педагогика как условие реализации ФГОС ДО».
«Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа»
( Академик Г. Н. Волков.)
Тема опыта: «Музейная педагогика как условие реализации ФГОС ДО».
Актуальность
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении её новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательным отношениям, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях национальных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Огромное значение имеет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие чувства разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательных отношений.
И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
- Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения..
Цель работы по данному опыту - приобщение к музеям подрастающего поколения, постоянное обогащение представлений воспитанников об окружающем их мире новыми впечатлениями, творческое развитие личности.
Внедрение в работу музейной педагогики поможет реализовать поставленные перед нами задачи: изучение регионального компонента, патриотическое воспитание дошкольников, взращивание в детской душе семян любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Наш город Тобольск – один из старейших городов на территории Урала и Сибири.
Тобольск славится своими удивительными архитектурно - историческими памятниками, главный из которых – Тобольский кремль. Благодаря обилию уникальных достопримечательностей, Тобольск — один из крупных туристических центров Урала и Сибири.
Музейная педагогика заинтересовала меня после участия в сьемках художественного-исторического фильма «Тобол», где я снималась в массовых сценах в роли горожанки «лоточницы» 18 века и жительницы сибирского племени - остячки. История, жизнь и быт народов населявших Сибирь очень интересная, богатая. И моей целью стало, познакомить с историей родного города наших детей, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни. Именно музейная педагогика становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее, знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, поэтому работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, край.
Родители стали активными участниками сбора фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Создан проект «Наш город – Тобольск». Дети познакомились с символами нашего города. Проведены экскурсии по улицам города, к памятникам знаменитых людей. Увлекательно прошла экскурсия в Губернский музей. Дети познакомились с интересными экспонатами: чум-жилище из шкур оленей, фигура в нартах , жителя Сибири, предметы утвари , одежда и многое другое, животные родного края. Итогом нашего посещения, стал детско – родительский проект «Жизнь и быт народов Севера". С этим проектом мы выступили на городском конкурсе «Я-будущее России».
Следующая экскурсия была в Народный музей «Дом мастеров». Где дети не только рассматривали предметы старины, но и побывали на мастер - классе в гончарной мастерской. Все эти мероприятия, не только обогащают знания детей, развивают кругозор, но еще и сплачивают родителей , что очень хорошо сказывается на микроклимате группы.
Затем был поход в сквер П.Ершова, нашего знаменитого сказочника, ребята рассмотрели сказочные персонажи.
Посетили городскую библиотеку и театр имени Петра Павловича. Дети участвовали в городских конкурсах посвященных знаменитому земляку.
Дети нашей группы являются постоянными участниками конкурсов, фестивалей, мастер – классов Тобольского музея – заповедника. Мы побывали на детско-книжном «Фестивале выходного дня», где с удовольствием посмотрели интерактивный спектакль «Как рождается бабочка» и поучаствовали в мастер - классе. На новогодних каникулах сходили в гости в резиденцию Дедушки Мороза, где также был мастер - класс по изготовлению снежинок. Продолжая работать в данном направлении, мы планируем посетить «Камелек» и музей Наместника. Проект «Музей глазами детей», автором которого являются Кирилл Кайминов и его родители был опубликован в журнале Креатив фестиваля «Надежда».
Музеев не мало, но нужно учитывать возрастные особенности детей.
Как видно из моего опыта, в нашем городе нужно и можно развивать музейную педагогику, для этого в нашем городе созданы все условия.
Сплочённость родителей, воспитателей и детей убеждает в том, насколько актуальна тема изучения истории родного города.
Реализуя технологию музейной педагогики в условиях ДОУ, у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к “настоящему” музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы. Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.
Список литературы:
1. Дыбиной О.В., Коваль М. Ю., Ознакомление с предметными и социальным окружением.
2. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.
3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.
4. Музейно-педагогическая программа“Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА.Г., Ештокина И.П. СПб., 2005.
5. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.
6. Пантелеева Л.В.Музей и дети. М.: Издательский Дом “Карапуз”, 2000.
7. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.
8. Столяров Б.А.Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.
9. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.
10. Рыжова Н. А. Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий». соответствует ФГОС ДО. В соавторстве, под ред. Л.Г. Петерсон, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний", 2018 г.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009265 скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf