Использование информационных технологий в дошкольном образовании |
пт., 08.04.2022 |
Автор:
Пейль Ольга Антоновна
Старший воспитатель
МАДОУ Боровского детского сада «Журавушка»
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами – дошкольниками задачи:
* идти в ногу со временем;
* стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
* наставником в выборе компьютерных программ;
* сформировать основы информационной культуры его личности;
* повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Преимущества ИТ в ДОУ:
* Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
* Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
* Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
* Обладает стимулом познавательной активности детей, привлекает внимание ребенка;
* Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
* В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
* Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании ИТ в ДОУ:
* Недостаточная методическая подготовленность педагогов;
* Неправильное определение дидактической роли и места ИТ на занятиях;
* Бесплановость, случайность применения ИТ;
* Перезагруженность занятия демонстрацией.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
* Модернизация методической службы;
* Совершенствование материально – технической базы;
* Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
* Повышение ИТ – компетентности педагогов ДОУ;
* Внедрение ИТ в образовательное пространство.
Области применения ИТ педагогами ДОУ:
- Ведение документации.
- Методическая работа, повышение квалификации педагога.
- Воспитательно – образовательный процесс:
* организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
* организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
* реализацию проектов,
* создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Виды образовательной деятельности с ИТ в ДОУ:
- Занятие с мультимедийной поддержкой.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
* Осуществление полисенсорного восприятия материала;
* Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
* Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
* Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
¾ Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
¾ Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
- Образовательная деятельность с компьютерной поддержкой.
* Использование индивидуального ПК для ребенка;
* Использование мультимедийной доски, пола.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Должны нести:
* исследовательский характер;
* легкость для самостоятельных занятий детей;
* развитие широкого спектра навыков и представлений;
* занимательность.
Отвечать:
¾ возрастному соответствию.
Классификация программ:
* Игры на развитие воображения, мышления, памяти;
* Говорящие игры для изучения иностранных языков;
* Простейшие графические редакторы;
* Игры-путешествия;
* Игры на обучение чтению, математике;
* Использование мультимедийных презентаций.
Обучающие игры:
Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач:
* связанные с формированием у детей начальных математических представлений;
* с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам;
* с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
* с эстетическим, нравственным воспитанием;
* экологическим воспитанием;
* с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Игры-эксперименты:
В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.
Игры-забавы:
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».
Компьютерные диагностические игры:
Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.
Примеры компьютерных обучающих и развивающих программ:
Вундеркинд «+» (Развивающая для детей 5-7 лет).
Развивает художественные навыки при изучении русского, английского, немецкого и шведского алфавитов, а также изучение цифр первого десятка, учит правильному написанию русских и английских слов.
Волшебный сон (Развивающая для детей 5-7 лет).
В основе программы - сюжет из русских народных сказок, объединяющий в единое целое несколько игр, развивающих память, внимание, музыкальный слух детей, а также включающих элементы обучения грамоте и арифметике.
Весёлая азбука «Кирилла и Мефодия» (Развивающая для детей 3-7 лет).
Забавные персонажи познакомят ребенка с буквами и слогами, составлением слов и предложений.
Уроки азбуки (Развивающая для детей 4-6 лет).
Программа знакомит ребенка с русским алфавитом (названиями, звучанием и различными начертаниями букв).
Уроки математики (Развивающая для детей 4-7 лет).
Программа знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и объясняет простейшие действия с ними - сложение, вычитание, умножение, деление, знаки «больше» и «меньше».
При ОД такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Отсутствуют:
* Методика использования ИТ в образовательном процессе ДОУ;
* Систематизация компьютерных развивающих программ;
* Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
Человеческие ресурсы:
* Педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet;
* Поддержка со стороны профессионалов-программистов.
Владение приемами по использованию информационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИТ помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.
Материальная база ДОУ:
- ПК;
- Мультимедийная доска, пол;
- Проектор;
- Колонки;
- Экран;
- Мобильный класс.
Этапы проекта (внедрение ИТ в ДОУ):
- Замысел (концепция). Рождение идеи проекта.«Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)»
- Разработка. Создание плана проекта.(Определение условий, финансовая сторона)
- Начало. Формирование команды исполнителей.(Оснащение материальной базы, обучение педагогов на использование ИТ в образовательном процессе)
- Исполнение. Выполнение работ по проекту.(Внедрение в образовательный процесс ИТ, широкое использование ИТ в образовательной деятельности)
- Завершение.
Проект закончен (ИТ активно используют в образовательном процессе ДОУ).
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Методические источники:
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 294 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009202
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf