Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в младшем возрасте

  вс., 06.03.2022

Автор:

Джабраилова Мадина Велиюллаевна

Воспитатель МБДОУ "ДС"Золотой ключик"

г.Тарко-Сале, ЯНАО,Пуровский район

У детей младшего возраста сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития личности детей. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, такие как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Она дает возможность ребенку ощутить себя мастером и творцом.       

Коммуникативная деятельность - является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми. 

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы в поисково – исследовательской деятельности являются познавательные занятия, на которых дети знакомятся с предметами, их свойствами, пополняют представления об использовании их в самостоятельной деятельности.

Например, можно провести познавательное занятие: «Одежда» у кого какого цвета одежда, для чего нужен карман на рубашке или платье, как правильно надеть колготки, или что делать, если не получается застегнуть пуговицы на манжетах. «Мебель» какая мебель нас окружает, как она используется в жизни людей и т. д.элементарные опыты с водой, песком, крупой, шариками, мыльными пузырями и красками занимательны, эмоционально окрашены, надолго остаются в памяти и ребенок хочет повторять их снова и снова, получая всё новые опыты.                                            Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо :

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;                            

• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

• проводить все режимные моменты в эмоциональном положительном настроение, избегать ситуации спешки и поторапливания детей.

• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четка исполнять правила поведения всеми детьми;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

• поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

По созданию предметно-пространственной среды способствующей развитию самостоятельности, нами были оборудованы следующие центры активности детей:

1. Центр «Песок-вода»

В центре «Песок-вода» дети учились экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляли элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивали мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый - холодный, сухой -мокрый, тонет - не тонет, пустой-полный и многое другое.

 

 

2. Центр «Сенсорное развитие»

Дидактические материалы использовали для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость периодически меняли. Всё это способствовало обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию самостоятельности. Развивающая среда в группе не может быть завершенной, она изменяется по теме недели и формирует познавательную активность.

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей младшего  возраста созданы разнообразные модули с застёжками-молниями, липучками.

Исходя из вышесказанного воспитание самостоятельности у детей младшего возраста возможно при помощи предоставления ребенку свободы выбора, особой позиции педагога, специально подготовленной среды.

В дальнейшем важно:

1. Продолжать создавать условия в РППС (развивающей предметно пространственной среде) для проявления инициативы у дошкольников.

2. Создавать ситуации успеха направленные на мотивацию деятельности, повышение «образа Я», самооценки дошкольников.

3. Осуществлять различные формы взаимодействия с родителями по проблеме «Поддержка детской инициативы»

Самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Источники:

https://molotokrus.ru/pedsovet-sposoby-podderzhki-detskoy-initsiativy/

https://infourok.ru/razvitie-detskoj-iniciativy-v-razlichnyh-vidah-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologij-4116490.html

Литература:

Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.

Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.В.Галанова. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 е., ил.- (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «первые шаги»).

Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 е.- (Школа развития).

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – С. 107-117.

Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 60-70.

Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический проект, 2005. – С. 98-99.

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009076

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2036
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.