Развитие творческих способностей детей средствами игрового сольфеджио |
вт., 16.11.2021 |
Автор:
Куликова Эльвира Владимировна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» города Тобольска
Цель: развитие творческого мышления с помощью освоения средств музыкального языка.
Задачи:
- Формировать ритмический и звуковысотный и тембровый слух.
- Интегрировать полученные знания о средствах музыкального языка в художественную форму творческого самовыражения.
- Развивать творческую фантазию, воображение.
- Поддерживать инициативу, самостоятельность детей в выборе средств, способов действий.
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
- Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
В основе концепции лежит изучение выразительных средств музыки с помощью образно-ассоциативного постижения музыкального языка. Дети изучают метр, ритм, высоту и длительность звука, тембр, паузы, регистр, темп. Нотная грамота, пение и игра по нотам в работе с детьми не используется.
Обучение представляет собой систему взаимосвязанных блоков: развитие ритмического и звуковысотного слуха, игра в оркестре, вокальная, ритмическая и инструментальная импровизация, а также сказки-шумелки.
Общее направление обучения начинается с работы по образным картинкам, помогающим осознать длительность и высоту звуков. Фигурки большого размера соответствуют долгим звукам, маленькие фигурки - коротким. Расположение фигурок в нижней части игрового пространства соответствуют низким звукам, в верхней части - высоким. Перемещение фигурки вверх обозначает движение мелодической линии вверх и наоборот. Перемещение может быть на близкое расстояние (поступенное движение), а также на разные интервалы. Автором создана обширная коллекция музыкально-дидактических игр по данной теме (образные картинки, видеоигры).
Логическим итогом является детское творчество: дети импровизируют с мелодиями и ритмами, используя знакомые мелодические и ритмические образные схемы. Комбинации образных формул позволяют детям сочинять свою музыку. В работе используются картинки для магнитной доски, игрушки, разные виды конструкторов, кубики, бумага, музыкальные инструменты и др.
Особое внимание уделяется работа над ритмом. Ритмические упражнения позволяют развивать познавательную активность детей, творческую самостоятельность. Задание найти и разбудить в себе ритм увлекает, активизирует к действиям. Каждое упражнение помогает ощутить в себе музыкальную метрическую пульсацию и сделать это ощущение естественным проявлением.
Совместная образовательная деятельность включает в себя исследование и игру со звуками, которая даёт старт проявлению детской фантазии, свободы самовыражения. В импровизации творческий замысел ребенка реализуется без предварительной подготовки, экспромтом и сразу в законченном виде. Каждый ребёнок может проявить себя в роли автора и исполнителя собственного сочинения, получая при этом возможность быть в центре внимания, стать объектом всеобщего признания. Творческая игра помогает преодолению излишней застенчивости, скованности детей. Результат также может выражаться как успех, радость общения, свобода действий, эмоциональный отклик.
Умение свободно оперировать полученными знаниями и навыками расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания.
Формируются необходимые школьно-значимые функции: развитие мелкой мускулатуры пальцев; умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лево — право, верх — низ, центр; умение действовать по правилам; умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию; умение организовать свою деятельность.
Творческие импровизации являются частью музыкального занятия, самостоятельной деятельности в группе, а также фрагментом публичного выступления (концерта, музыкальной сказки).
Одной из эффективных форм работы по данной теме являются сказки-шумелки (озвучивание музыкальных историй и коротких сказок музыкальными и бытовыми звуками). Своим опытом по этой технологии я поделилась на областном форуме «Большая перемен». Предлагаемая мной форма работы широко используется воспитателями нашего детского сада, а также я рекомендую её родителям как способ занять ребёнка дома.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008693 скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf