Открытая образовательная среда, как средство для саморазвития дошкольника. |
чт., 14.10.2021 |
Авторы:
Мясникова Елена Алексеевна,
Городовая Гузель Фирдависовна,
Плеханова Наталья Вячеславовна,
воспитатели МАДОУ д/с № 158 города Тюмени
Осуществление образовательного процесса в разные отрезки времени в течение всего дня с подгруппами и индивидуально, с учётом особенностей детей с ОВЗ заставило нас пересмотреть предметно-развивающую среду в группе. Чем руководствоваться? Как учесть все требования: и режим посещения, и форму организации, и личностно-ориентированный подход? И ещё много, много и.
Среда, привлекательная и понятная для всех детей;
Среда, ведущая к развитию;
Среда, воспитывающая ребёнка.
Мы рассмотрели среду, как главное условие оптимального саморазвития дошкольника, и пять основных составляющих развития личности ребёнка легли в основу:
Социальная: Умение работать в группе, играть, делиться с другими, следовать правилам, схемам последовательности, убирать рабочее место и материалы.
Физическая: Развитие физической активности, мелкой моторики в работе с соблюдением правил безопасности.
Интеллектуальная: Знание и понимание окружающего мира.
Творческая: Развитие самовыражения и детского воображения.
Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями.
Как известно, ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира. Именно поэтому мы решили сделать акцент в большей степени на создание условия для самостоятельной исследовательской и практической деятельности. С опытами и экспериментами понятно - мини макеты, вещества, природный материал, приборы для измерения, мерки, схемы доступные для детей и плюс соблюдения мер безопасности. А для художественно эстетического воспитания не всё так просто. Казалось бы – рисовать, лепить любят многие, дайте материалы и покажите как.
Но наша цель, рассматривать с детьми народное искусство как наследие, историю русского народа. Приобщать к искусству, развивать умение у ребёнка видеть и замечать прекрасное самому.
Первым шагом в организации пространства для детей было желание представить, смоделировать его. А главным принципом – не важно, в каком порядке или с какого этапа ребёнок начнёт знакомиться, пробовать, изучать, поскольку он подходит к нему сам.
Если условно смоделировать окружающее пространство, то оно будет замкнутым. Если ему интересно, пройдёт все центры по кругу и не один раз.
Всё удивительное рядом, а гениальное просто хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества.
«Дымковские игрушки - чудо веселушки» появились в пространстве группы, с целью: Познакомить детей с дымковской игрушкой, как наследием народного декоративного искусства, традициями великого русского народа. Необходимым было расположить материал, изделия дымковских мастеров так, чтобы они «заговорили»: «Смотрите, как просто и красиво! Каждая из этих игрушек приветливо смотрит на нас, вызывает улыбку и, глядя на них, слышится народная балалаечка с переливами гармошки».
Мини музей, в котором было с помощью родителей представлено разнообразие материала для рассматривания, исследования. Это репродукции, фотографии, экспонаты, дидактический материал, альбомы и книги по художественной росписи
Зона познания. Видео презентации, фотоальбомы, энциклопедия в картинках.
Дымковская игрушка — Шишкина школа
Дымковская игрушка. (Презентация/видео/фильм/Киров)
Задачи: создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия; познакомить с образцами народного промысла; создать различные ситуации для общения, игр между собой.
Сам материал, точнее его содержание, подводит детей к основополагающему вопросу: «Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»
Фокус на деталях. «Секреты из сундучка»: схемы с пошаговым узором, шаблоны разной формы для выкладывания элементов (кружки разного размера и цвета, колечки). Наличие глинянных фигурок на разных этапах изготовления, покрытия и росписи, как бы «рассказывают» детям о том, как рождаются из тёмного куска глины веёлые и забавные животные, напыщенные важные индюки и раскошные барышни. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии.
Активная зона. Фактором, определяющим уровень и качество развития детей, является собственная активность ребенка, самостоятельный и творческий характер его образования, формирование навыков и выбор способов изображения. Возможность экспериментировать в нетрадиционной технике изображения, использовать подручные материалы для конструирования объёмных барышень особенно вовлекают детей в процесс изучения и изображения узоров. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии. Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа. Учить самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, украшение налепом, аппликацию, печать спонжевой кистью.
Материал, предполагающий совместное творчество взрослого и ребёнка. Образцы на дорисовывание, дополнение узора. Схемы последовательности изображения элементов. Шаблоны из пластика, на которых можно пробовать, легко смывать и наносить снова. В центре есть не только кисти разного размера, но и спонжевые кисти, штампы из поролона, дающие возможность наносить ровные круги, точки. Получается у всех красиво. Возможность решать задачу несколькими способами вовлекает детей в процесс и желание получить результат.
Предполагаемый результат нами был, почти достигнут:
- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории;
- развитие способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи;
- появление у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к народной культуре, приобщение к истории и традициям своего народа;
И, лишь, умение у детей, выражать в речи собственный взгляд, общаться на языке художника, используя в речи понятия, ритм узора, шаг, налеп, волна, оборка, вызвало затруднения у многих.
Получился и непредполагаемый результат. Помощь родителей в организации мини музея привела к возможности создания элементов костюмов. На готовые белоснежные фартуки, сшитые родителями, дети наносили дымковскую роспись и акриловыми краскам и аппликативно. Нарядные фартуки очень пригодились детям для участия народном обрядовом празднике – колядках.
Расписанный по мотивам дымки стул, оказавшийся в музее, навёл нас на идею, придумать подвижную игру « Кто быстрее соберёт узор и займёт стул».
Спустя некоторое время возникла идея, украсить масленицу в наряд по мотивам дымковского узора. Родители и дети постарались на славу и наша масленица была представлена в городском конкурсе.
Так получилось, что в создании культурно-художественной среды дети сами принимали активное участие. На развитие художественного восприятия сработала совместная творческая и познавательная деятельность, которая сменялась дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».
Атрибуты для народных подвижных игр и сами игры объединяли детей, снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов. Всё это тоже среда, обстановка, которая помогала более глубже и детально погрузиться в народное, самобытное, понятное для всех народное творчество.
- Рассматривание альбомов, сопровождалось чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
- Используемые народные подвижные игры:
«Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы».
Используемая литература:
Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Детство- Пресс, 2016.
КирееваЛГ. Организация предметно развивающей среды: из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009.
Медиаресурсы:
канал Шишкиной школы https://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola
"Союз художников России" - Народный художественный промысел "Дымковская игрушка". https://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8
«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А№ 0008638, 0008639, 0008640
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf