Нетрадиционные приемы коррекции осанки и плоскостопия |
сб., 08.01.2011 |
Автор:
Моисеева Руфина Владимировна,
Воспитатель,
МАУДО «Центр развития ребенка –
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В законе РФ «Об образовании» говорится, что здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Ежегодно совместно с врачами детского сада и лечебно-физкультурного диспансера осматриваются все дети детского сада с целью выявления у них нарушений осанки и плоскостопия, проводится плантография.
Плоскостопие нарушает двигательную, балансировочную и, особенно, рессорную функции стопы, отражаясь на функционировании всего организма, предопределяя различные типы нарушения осанки, которые в свою очередь пагубно влияют на кости скелета. Мускулы и связки деформируются. Это ведет к смещению внутренних органов и к заболеваниям всего организма в дальнейшем.
С этой целью я изучила опыт педагогов Украины (программа Н. И. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления», Санкт-Питербурга) (А.Г.Назаровой «Игровой стретчинг», С.И.Заморева, С.В.Кудрявцевой «Игротерапия», С.В.Матвеева «Реабилитация и оздоровление в организованных коллективах»), Н. Новгорода ( А.В.Алямовской « Здоровый дошкольник»), Семипалатинска ( Т.В.Нестерюк « Гимнастика маленьких волшебников «), Москвы (В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова « Развивающая педагогика оздоровления»). А также прошла курсы повышения квалификации в ТОГИРРО по программе «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».
В результате этого совместно с педагогами и медиками нашего дошкольного учреждения был разработан план физкультурно-оздоровительной работы. В каждой группе детского сада были установлены различные физкультурные комплексы. Приобретены тренажеры, оборудована коррекционная комната. Были созданы ортопедическая группа. Группа детей с нарушениями осанки. Работа этих групп была направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Обеспечение гармонического развития мускулатуры ребенка, достаточную силовую выносливость, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени.
Два раза в неделю проводились коррекционные занятия продолжительностью по 20-30 минут в зависимости от возрастных и индивидуальных показателей. Занятия проводились небольшими подгруппами, по 5-6 человек в чистом проветренном помещении при включенных лампах Чижевского. Дети занимались босиком в облегченной одежде.
Основным средством профилактики является специальная гимнастика. Упражнения нужно выполнять плавно без рывков. Но напряжение мышц при нагрузке должно быть сильным и длительным – это позволяет усилить кровоток в мягких тканях и натренировать мускулы. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе.
При сколиозе начинать упражнения надо из положения лежа на животе. Например, такие как «змея», «ящерица», «кузнечик», «рыбка», «дощечка»; следующие упражнения выполняются лежа на спине. Такие как «носорог», «бревнышко», «крокодильчик», затем из положения сидя, ноги врозь. Это «волчок», «птица», «горка».
Следующие упражнения из позы стоя на коленях: «кошечка», «собачка», «ёжик», «лисичка», «стрекоза», «паровозик». Упражнения из позы, сидя по-турецки: «муравей», «бабочка».
Когда дети будут делать эти упражнения легко, то можно выполнять упражнения из основной стойки – «флюгер», «павлин», «петушок», «орел», «крыло». Заканчивать «ползаньем по-пластунски». Каждое упражнение повторяется 3-8 раз.
При исправлении кифоза сначала выполняются упражнения лежа на спине: «часы», «мостик», «маятник», «береза».; перевернуться на живот: «кобра», «кораблик», «лодка», «кукушка», «рыбка»; исходное положение – сидя по-турецки: «муравей», «бабочка», «Ванька-встанька», «лесенка», «жучок»; исходное положение стоя на коленях: «кошечка», «медвежата проснулись»,»собачка», «колечко», «стрекоза», «замочек»; исходное положение стоя: «страус», «слон», «морская звезда», «месяц», «флюгер», «тростинка», «паучок», «павлин», «самолет», «аист», «петушок». Дозировка также 3-8 раз.
В дальнейшем выполняются упражнения с гимнастическими снарядами: гимнастическая палка, мяч, скакалка и т.д. заканчивается комплекс упражнением из исходного положения – лежа на спине. Очень эффективны упражнения, выполняемые на фитболах. Такие как «правильная осанка», «перекаты», «часики», «флюгер», «покачайся», «посмотри на ладошки», «петрушка», «достань мяч», «покатай мяч», «мячики» и др. Детям нравится быть Буратино, веселым гномом, куклой Тутти, принцессой сказочной страны. Дети любят «купаться» в сухом бассейне; играть с мыльными пузырями, заниматься на тренажерах. Кроме этого каждый день они играют в центрах по физическому развитию.
Для работы с ортопедической группой использую специальную гимнастику, направленную на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, голени, бедра.
Использую разные виды ходьбы и бега. Такие как ходьба на носках, на внешнем и внутреннем крае стопы, с высоким подниманием колена, по наклонной плоскости, по разным поверхностям: по ребристой доске, по керамзитовой дорожке, по канату, по палке, по песку. Очень эффективен бег на носках, бег с захлестыванием голени, с высоким подниманием колена. На занятиях дети попадают в гости к гномам, к трем медведям, к диким зверям. Вместе с Айболитом едут в Африку, собирают урожай, становятся артистами цирка или веселыми спортсменами, помогают на стройке. Они могут превратиться в птиц или веселых обезьянок. Дети с удовольствием «вяжут спицами», собирают грибы и ягоды, «катаются на роликах», становятся музыкантами, художниками.
Ежедневно дети занимаются с массажёрами. Вместе сними мы выполняем разные самомассажи: массаж стоп и голени, массаж живота, массаж лица, массаж ушных раковин, массаж рук, точечный массаж. В занятия обязательно включаются упражнения на релаксацию: «кулачки», «олени», «загораем», «штанга», «шарик», «любопытная Варвара», «лягушки». «орешек», «волшебный сон», «шалтай-болтай» и др. Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики: дышим одной ноздрей, вдох через одну, выдох через другую ноздрю, выдох с поколачиванием крыльев носа и произнесением звука «м» и др.; выполняют упражнения для глаз: «нарисуй солнышко», «лодочка на волнах», «подмигиваем», «следим за пальчиком», «посмотри что на подоконнике, а что за окном» и др.; гимнастики для ума: «ленивая восьмерка», «веселые шарики», «сигнальщики»; дети играют в пальчиковые игры, играют с камешками, орешками.
Ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому в нашем детском саду создан родительский клуб «здоровый дошкольник», где повышается педагогическая культура родителей по вопросам укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. Здесь родители знакомятся с разными формами работы по физическому воспитанию в детском саду, получают необходимые консультации.
Результатом этой работы стала положительная динамика. За последние три года в ортопедической группе она составляет 100%, а в группе с нарушение осанки 86-87%.
Такие результаты стали возможны благодаря удачному включению в образовательный процесс нетрадиционных оздоровительных методик, сочетанию современных технологий, адаптированных к условиям нашего детского сада, учитывающих возможности и способности детей.
Автор: Моисеева Руфина Владимировна
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf