Технология – метафорические ассоциативные карты в работе учителя-логопеда |
пт., 21.06.2024 |
Составитель:
Алимина Ирина Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ д/с № 36города Тюмени
Цель: Познакомить коллег опытом использования технологии – метафорические ассоциативные карты в работе учителя-логопеда
Проблема:
В настоящее время в образовательные учреждения поступает большое количество детей с задержкой речевого и/или психоречевого развития, имеющие логопедическое заключение.
Причиной задержек речевого и психоречевого развития у детей с ОВЗ можно назвать дестабилизацию общества и отдельных семей, ухудшение здоровья родителей и неблагоприятную наследственность, алкоголизм, наркоманию, экологическое и социальное неблагополучие.
Работая с детьми ОВЗ, намечая основные пути коррекционного воздействия, понимаешь, как сложно вызывать звукокомплексы и слова без эмоциональной окраски, в специально созданных игровых ситуациях. Здесь на помощь учителю-логопеду приходит, заимствованная у психологов технология – метафорические ассоциативные карты (МАК).
Цель: Развивать компоненты устной речи у дошкольников с ОВЗ на основе ассоциативного ряда при работе с метафорическими ассоциативными картами.
Задачи:
1. Активизировать обогащение словаря словами – предметами, словами – действиями, словами- признаками.
2.Развивать связную речь: формировать у детей умения связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни на основе тех ассоциаций, которые возникают при просмотре карт.
3. Воспитывать коммуникативные умения у детей при составлении распространенных предложений
Содержание мастер - класса:
Метафорические ассоциативные карты (МАК) - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе учителя-логопеда, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей с ОВЗ.
Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH».
МАК представляют собой набор красочных картинок размером 9×13 с изображениями различных реальных и/или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных историй. Метафорические ассоциативные карты можно использовать для различных игр, занятий на развитие творческого мышления и воображения, а также в ходе сеансов сказкотерапии. Карты-картинки предназначены для сочинения и рассказывания историй, сказок, как вымышленных, так и реальных. Каждая карта -это мостик в хорошо знакомую нам историю или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал.
МАК используется в работе со следующими категориями детей с ОВЗ:
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психоречевого развития;
- с элементами расстройства аутистического спектра.
Каждая колода карт соответствует определённой лексической теме, на основе которой строится коррекционно-развивающий процесс с детьми с нарушениями речи.
Работа с МАК может проводиться индивидуально, в паре, в подгруппе.Учитель-логопед при формировании пар или подгрупп включает в коррекционную работу детей, имеющих схожие речевые нарушения или контрастные, противоположные (неговорящий ребёнок - говорящий фразы).
Достоинства МАК:
1. Использование для всех возрастов.
2. Развитие всех компонентов речи.
3. Реализация диалога между внутренним и внешним миром ребёнка.
4. Создание комфортной обстановки для доверительных отношений в паре друг с другом или в деятельности «ребёнок-взрослый».
5. Снижение у дошкольников с ОВЗ тревожности, способствует раскрепощению замкнутых, стеснительных детей.
Каждый ребёнок, придя на занятие по развитию речи, с интересом разглядывает карты и с удовольствием готов поделиться тем, что он видит на них. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы.
В своей работе я применяю следующие колоды карт«Разбуди своё воображение», «Поверь в себя», «Я и все-все-все», «Робот», «Дружок»
Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки.
Варианты игр с МАК:
«Рассказывание историй»
Цель: Развитие речи, воображения.
Ход упражнения:
Для этого упражнения понадобится (колода «Дружок»).
Способ 1. Предложите ребёнку вытянуть карту из сюжетной колоды, попросите его, глядя на карту,рассказать историю «Однажды…» Историю можно сочинить по 1 карте, можно добавлять другие.
Способ 2:Предложите ребёнку вытянуть 3 карты,рассмотреть их и выложить в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем попросите рассказать историю, основываясь на картах: начинать следует с первой карты, основной сюжет составить из второй карты и закончить третьей.
Способ 3: Сочинение коллективных историй. Дети садятся за круглый стол и каждому участнику даётся карточка изображением вниз. Первый участник
переворачивает свою карточку и начинает рассказ.Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку
и продолжает рассказ. Таким образом создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берёт из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.
«Роботы»
Цель: Развитие речи, воображения.
Ход упражнения:
Для этого упражнения понадобится (колода «Роботы»).
Каждый набор включает в себя 3 вида карточек:
- изображение голов,
- изображение туловищ,
- изображения ног.
Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом. В результате можно создать робота из любых деталей.
- Карты можно использовать в парах, группах детей, рассказ в группе по кругу, каждый последующий участник добавляет что – то свое, исходя из изображения на его карте.
- Составление индивидуальных историй
1 Пол, возраст и предназначение робота?
2 Где живёт робот? С кем?
3 От чего он работает?
4 Ломается ли он? Если да, то что чаще всего ломается? Кто чинит.
5 Что нравится в своём роботе?
«Как это называется?»
Цель: Развитие речи, воображения.
Ход упражнения:
Для этого упражнения можно использовать любые колоды с чётким изображением предметов. Карты раскладываются рубашкой вверх. Ребёнок вытягивает карту, и начинается её совместное исследование.Показывая на какой-либо предмет, спрашивает ребёнка:
«Как это называется?» Ребёнок называет предмет, после чего можно составить историю, рассказ про предмет: для чего он нужен, как его можно использовать, кому он может пригодиться. Если ребёнок затрудняется ответить,взрослый рассказывает про него.
«Угадай настроение»
Цель: Развитие речи, воображения.
Ход упражнения:Для этого упражнения используется (колода «Я и все-
все-все»). Взрослый показывает детям карточки, а дети стараются определить какое сейчас настроение у персонажей и почему?
«На кого похож сосед»
Цель: Развитие речи, воображения.
Ход упражнения:
Для этого упражнения понадобится (колода «Я и все-все-все»). На столе лежат карточки, дети должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и выбрать
ту карточку, на персонажа которой похож их сосед. Каждый должен выбрать карточку и рассказать, почему выбрали именно эту карточку. Почему их сосед похож именно на этого персонажа, может быть это внешние признаки, а может быть эмоциональная схожесть.
Результативность
По данной технологии я работаю в течении 2-х лет. Имеющийся опыт свидетельствует, что комплексная, содержательная, структурированная коррекционная работа с применением МАК эффективна и способствует:
1. Активизации познавательных процессов.
2. Развитию связной речи.
3.Повышению речевой активности, обогащению словаря
4. Совершенствованию коммуникативных умений и навыков.
5. Снижению у детей тревожности, раскрепощению замкнутых, стеснительных детей.
При систематическом использовании в коррекционной работе МАК дети с речевыми нарушениями проявляют интерес к ярким образам окружающего и сказочного мира, устойчивое внимание к звуковой оболочке слова. Ассоциативные карты в работе с детьми с нарушениями речи способствуют самостоятельному составлению простых распространенных предложений.
Данная технология развивает психические процессы, формирует умение вступать в контакт со взрослыми и детьми.
Использование предложенной технологии в сочетании с творческим подходом к её применению показывает позитивную динамику в речевом развитии детей с- с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психоречевого развития, с элементами расстройства аутистического спектра, а также позволяет успешно и эффективно внедрять ее в работу с детьми ОВЗ.
Перечень оборудования:
- Стол
- Стул - стулья
- Ковер
- Карты «Поверь в себя», «Я и все-все-все», «Дружок», «Роботы», «Разбуди свое воображение»
Перечень используемых технологий
- Игровые технологии
- Коррекционно-развивающие технологии
- Технологии личностно-ориентированного обучения
- Технологии проблемного обучения
Интернет-источники:
https://creative-pedagog.ru/wp-content/uploads/2022/09/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F.pdf
Список используемой литературы
1. Михаил Ингерлейб. Метафорические ассоциативные карты
2. Кац, Мухаматулина. Метафорические карты. Руководство.
3. Орда Ирина. Метафорические карты - принципы и методики
4. Толстая. МАК в семейном консультировании
5. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества
6. Фёдоров Сергей. Копилка МАК. Техники. Медитации. Игры. Визуализации
7. Дмитриева Н.В., Богачек И.С. Неврозы и невротики. Глубинная терапия с помощью ассоциативных карт
8. Сборник упражнений для психологических карт: часть 1. Мария Алексеева; часть 2. Мария Кравцова; часть 3. Финансы и бизнес; часть 4. Самопознание
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011802
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf