Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста |
вс., 02.11.2025 |
Автор:
Зубкова Александра Николаевна,
воспитатель
МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию консультацию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
«Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорики. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
В сенсорном уголке нашей группы мы используем большое количество приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»; «шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы — «змейка»; разнообразные логические домики и теремки; часы с передвижными стрелками и многое другое.

Развитие речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому мы играем с детьми в специально подобранные дидактические игры.
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без него.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры, которые мы сделали сами.
Мешочки для развития мелкой моторики
Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.
С мешочками мы изучаем понятия "Легче-тяжелее", "Больше-меньше", "Тише-громче".
Дидактические игры с пуговицами.
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого мы изготовили подушку с пуговицами.
Подушка с пуговицами
Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица, какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.
Коробка самых разных пуговиц
Пуговки насобирали родители: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши.
Игры с прищепками
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и оттягивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:

«Весёлые фигурки»
Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона заготовке.
Игра «Рассели по домикам»
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Игра «Веселая гусеница»
Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.
Игра «Умные шнурочки»
Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием — это рисование по крупе.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
- Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. Мн:БрГУ, 2007. 150 с.
- Крупина О.В. Воспитание познавательной активности у дошкольников дошкольной образовательной организации: автореф. дис. … кандид. тех. наук. Екатеринбург 2017.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. - 255с.
Интернет-ресурсы:
1) Князева О. Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей URL: https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-formirovani.
2) Еременко, Е.Н. Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования / Е.Н. Еременко // «Студенческий научный форум». – 2014.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0022007
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf


