Консультация и для педагогов и родителей. «Играем, память развиваем» |
сб., 26.04.2025 |
Подготовила:
Мухтарова Алсу Радиковна, педагог-психолог.
МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Тарко-Сале Пуровский район, ЯНАО.
Уважаемые коллеги и дорогие родители! Хотите, чтобы ваш малыш легко запоминал стихи, быстро усваивал новую информацию и радовал вас своими успехами? Тогда этот пост для вас! Развивать память дошкольника – это не только полезно, но и увлекательно! Развитие памяти у дошкольников играет важнейшую роль в их общем развитии и успешном обучении в будущем. Вот несколько ключевых преимуществ:
⦁ Улучшение учебных навыков: Развитая память позволяет детям легче запоминать новую информацию, будь то буквы, цифры, стихи или факты об окружающем мире. Это создает прочный фундамент для успешного обучения в школе.
⦁ Развитие речи и мышления: Запоминая слова, дети расширяют свой словарный запас и учатся правильно строить предложения. Память также тесно связана с развитием логического и абстрактного мышления.
⦁ Повышение концентрации внимания: Упражнения на развитие памяти требуют сосредоточенности, что способствует развитию внимания и усидчивости.
⦁ Развитие воображения и творчества: Память играет важную роль в формировании воображения. Дети, которые могут удерживать в памяти образы и идеи, способны создавать более сложные и интересные истории, рисунки и игры.
⦁ Формирование самостоятельности: Дети с хорошо развитой памятью способны лучше запоминать инструкции и выполнять задания без постоянного напоминания со стороны взрослых.
⦁ Успешная социализация: Память помогает детям запоминать имена, лица и особенности других людей, что способствует развитию социальных навыков и установлению дружеских отношений.
⦁ Уверенность в себе: Успехи в запоминании информации повышают самооценку ребенка и формируют уверенность в своих способностях.
Предлагаю Вам несколько простых и эффективных игр на развитие памяти, в которые вы можете поиграть в группе детского сада и дома:
Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: Блоки Дьенеша 2-3, ( в зависимости от возраста можно усложнить). Описание. Взрослый выкладывает ребенку фигуры на столе и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем фигуры убираются, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игра «Запомни — положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность игрушек.
Оборудование: 4 -5 игрушек хорошо знакомыми ребенку. Описание. После рассматривания игрушек взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого игрушки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Игра «Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов. Оборудование: 4-5 игрушек .
Описание: После рассматривания игрушек взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет 1 игрушку. Ребенок должен назвать игрушки и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от жирафа прибавился слоник (книжка, кубик)
Игра «Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов. Оборудование: 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания игрушек взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые игрушки. Ребенок должен восстановить исходную (игрушки) последовательность игрушек. К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении игрушек. Например: «Пирамидка лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».
Все фотографии из архива педагога-психолога Мухтаровой А.Р.
Используемая литература:
- Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
- Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
- Блонский П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.
- Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44
- Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М.: Попурри, 2016. - 256 с.
- Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 96 с.
- Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у старших дошкольников / И.Л. Гольдфельд, О.Г. Кузьмина // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2012. - № 11. - С. 118-123.
- Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М.Истомина. - М.: Психология, 1977.- 120 с.
- Льери А. Где находится память? Искусство запоминать. - М.: Ломоносов, 2012. - 224 с.
- Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М.: Доброе слово, 2014. - 64 с.
- Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста// Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0021674
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf