Художественная литература как средство для всестороннего развития ребенка |
сб., 15.03.2025 |
Составитель:
Колчеданцева Елена Александровна
воспитатель
МАДОУ детский сад №95 г.Тюмень
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков
Художественная литература — это уникальный инструмент, который содействует всестороннему развитию ребенка, погружая его в мир эмоций, образов и смыслов. Чтение художественных произведений открывает перед детьми богатство человеческого опыта, позволяет им сопереживать героям, учиться пониманию других точек зрения и формировать собственное мнение о мире.
Кроме того, литература развивает воображение и креативность, вдохновляя юных читателей на создание собственных историй и фантазий. Умение переносить себя в воображаемые миры помогает детям развивать эмпатию, что является важным аспектом социального и эмоционального интеллекта.
Также, художественная литература обогащает словарный запас и развивает речевые навыки. Через язык авторов дети учатся выражать свои мысли и чувства более точно и ярко. Чтение книг стимулирует критическое мышление, позволяет задавать вопросы и искать ответы, углубляя познание окружающего мира.
Также стоит отметить, что чтение художественной литературы способствует развитию критического мышления у детей. Познавая сюжеты и анализируя действия персонажей, они учатся делать выводы, сопоставлять факты и аргументы, что крайне важно в современном мире. Такое понимание способствует формированию независимого мышления и умения ориентироваться в сложных ситуациях.
Погружаясь в мир сказок, стишков и фантастических рассказов, дети не только развлекаются, но и учатся сопереживанию, понимают моральные уроки и начинают осознавать разнообразие человеческих чувств.
Чтение художественных произведений способствует развитию речи: дети обогащают словарный запас, учатся строить логичные предложения и выражать свои мысли.
Визуальные образы, возникающие в воображении при чтении, стимулируют творческое мышление и фантазию, что особенно важно в дошкольном возрасте.
Наконец, художественная литература нередко становится способом разрядки. В то время как дети сталкиваются с трудностями в реальной жизни, чтение помогает им справляться с переживаниями, становясь своего рода терапией.
В наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение).
Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей.
С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от нас от взрослых, которые являются посредниками между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке
Формировать у дошкольников интерес и потребность в чтении необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
* Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
* Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
* Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
* Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова:
- рассказы,
- стихи,
- сказки.
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Подбирая литературу, обязательно учитывается:
Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.
В средней группе дети начинают осознавать, что литература — это не только набор слов, но и отражение жизни, социума, культуры. Важным становится не только само чтение, но и обсуждение прочитанного. Коллективное обсуждение книг помогает формировать критическое мышление, учит аргументировать свою точку зрения и уважать мнение других.
Также дети имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Создан книжный центр - спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.
Чтобы сделать чтение более увлекательным, можно использовать интерактивные методы, такие как театрализация сюжетов или создание иллюстраций к любимым героям. Это не только делает процесс обучения интересным, но и помогая детям лучше понять и запомнить прочитанное. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Очень важным аспектом является сотрудничество с семьей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе можно использовать такие формы работы:
- Конкурсы поделок из природных материалов
- Консультации: «Какие книги читать детям»
- Рекомендации по организации домашнего чтения
- Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
- Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
- Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
- Проведена акция «Международный день дарения книг», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группе, литературой разного жанра.
Таким образом, художественная литература не только развлекает, но и образовывает, формируя личность, способную критически мыслить и чувствовать, что крайне необходимо для полноценной жизни в современном обществе. Чтение обогащает не только интеллект, речь, словарный запас, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и с первых дней привить ему интерес к книгам, учат ребенка любить сам процесс чтения.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992 г.
4. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с художественной литературой». М: «Творческий центр», 1998г.
Интернет-ресурсы:
https://urok.1sept.ru/articles/698098?ysclid=m8ahgxibyg186905293
https://www.pedm.ru/categories/3/articles/209?ysclid=m8ahgu8zu621898772
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacij-dlya-roditelej-po-smyslovomu-chteniyu-6145226.html?ysclid=m8ahgjsab4518555572
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021488
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf