Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

  сб., 27.07.2024

Составитель:

Ганасюк Ольга Викторовна

Учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию консультацию по теме «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей. Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача -развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.

Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успеш­ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших не­обходимого развития к началу младшего школьного воз­раста.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Формирование графомоторных навыков у детей предполагает развитие у детей:

1) Мелкой моторики пальцев рук.

В целях развития мелкой моторики рук используют следующие приемы и упражнения:

- Пальчиковая гимнастика

- Шнуровки

- Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.

- Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.

- Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.

 - Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.

- Игры: лего, пазлы, мозаика, конструктор и др.

- Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур

- Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)

- Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)

- Поделки из природных материалов.

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; − доставание бусин ложкой из стакана;

- Стирание ластиком нарисованных предметов.

2) Развитие пространственных представлений

Ориентация на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад).

Используются следующие упражнения и игры:

«Найди и назови»

Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

 «Положи»

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

 «Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

«Домики»

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

 «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

«Графические диктанты»

3) Развитие графического навыка.

- Учимся правильно держать карандаш;

- Знакомство с тетрадью и с рабочей строкой;

- Вертикальные и горизонтальные линии и комбинации из них;

- Дуги, волнистые линии, круги, овалы;

- Рисование орнаментов;

- Рисование по клеткам предметов сложной формы;

- Овладение графической символизацией;

- Работа по формированию графического образа буквы.

Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников

1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу
или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).
2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а
безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.
3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа,
приходил ось на середину груди.
4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой
руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука
лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности
технической стороны письма.

Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.

1. Хорошая освещенность рабочего места.
2. Контроль за осанкой ребенка.
3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10 минут, можно как часть занятия комплексного по
математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).
4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.
5. Перед работой в тетради провести физпаузу, а после занятия упражнения для кистей рук.
6. В каждую физминутку надо включать не более 2-3 упражнений

 Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1) Гаврина, С. Е. Развиваем моторику [Текст] / С. Е. Гаврина,Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль, 2007 –

2) Глебова, А. О. Формирование графических умений у детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст] / А. О. Глебова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва, 2009 – 178 с.

Интернет-ресурсы:

1) https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/01/21/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-doshkolnikov

2) https://spravochnick.ru/pedagogika/kak_pisat_formiruem_grafomotornye_navyki/

3) https://urok.1sept.ru/articles/526073?ysclid=lze8rzlkrr354375870

4) https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-grafomotornyh-navykov-doshkolnika.html?ysclid=lze8qhkfnb454339894

5) http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=11957&ysclid=lze8v3djjw713485579

«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011878

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 128
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.