Сценарий физкультурно-музыкального досуга для старшей и подготовительной групп «Туристята» |
вс., 03.11.2024 |
Составители:
Шабалина Анна Серегеевна,
инструктор по физической культуре
Коротаева Юлия Сергеевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени
Цель:
Расширение представлений у детей о туризме как форме активного отдыха,
закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природной среде и бережного отношения к ней,
расширение и закрепление знаний о способах укрепления здоровья,
расширений представлений об ориентировки на местности при помощи компаса и карты.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о туризме и его пользе для здоровья;
- формировать основы знаний об экологии и о ценности природных объектов;
- закреплять правила безопасного поведения в природной среде,
- учить различать съедобные и ядовитые ягоды и грибы;
- дать начальные представления об ориентировке на местности при помощи компаса и карты.
- Формировать основы досуговой культуры во время игр, прогулки в летнее время.
Развивающие:
- развивать двигательные способности детей, ловкость, быстроту реакции, скорость бега, гибкость.
- укреплять физическое здоровье детей.
- способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, ритмичного движения под музыку.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Место проведения:
Территория детского сада
Действующие лица:
Ведущая, сказочные герои Ах, Ох, Лесовичок.
Оборудование для проведения развлечения:
Рюкзаки туристические с необходимыми в походе предметами (фонарик, компас настоящий и его увеличенная большая модель для наглядности, карта территории детского сада с отмеченным на ней маршрутом похода (большого формата А1), свисток, вода в бутылках, сухой паек (например, булочка), спички, железные кружка, миска, ложка) - 2 комплекта, 2 корзины для проведения эстафеты, выносной стенд или доска для крепления карты, имитация зарослей крапивы (держатели (конусы или другие варианты крепления) с имитацией стеблей крапивы), голубая ткань (3 м длина, 1,5 ширина), доска деревянная (1,5 длина, 25 см ширина), демонстрационные картинки или модели съедобных и ядовитых ягод, грибов, маленькие компасы для каждого ребенка, костюмы сценических героев, магнитофон (аудиоколонка), музыкальные композиции выхода главных героев, танцев, спортивной эстафеты, турпохода, лесные звуки.
Ход занятия:
Дети выходят на спортивную площадку, их встречает ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на нашей спортивной площадке на необычную прогулку. Слышите, ребята, музыка играет, гостей к нами приглашает!
Под веселую музыку выходят Ах и Ох. Ах как бы тащит за руку за собой Оха. У них за спиной туристические рюкзаки. В руке у Аха туристическая карта.
Ах (восторженно): Ух ты, Ох, смотри , куда это мы пришли? (смотрит в карту). Да это же детский сад! Как интересно, сколько детей. Здравствуйте, дети! Ох, ну смотри, как они веселые и загорелые, ведь на улице лето и солнышко сияет.
Ох (причитает):
Ох, я так идти устал!
Давай сделаем привал.
Ах: Ох, ну что же ты, поздоровайся с детьми!
Ох(уныло) : Здравствуйте, ребята!
Ведущая: Здравствуйте! А можно узнать, кто вы такие?
Ах отвечает: Я – Ах, а это – Ох!
Ох по характеру ворчун,
А я шутник и хохотун!
Ох никуда не выходил,
Стал унылым и больным.
Чтобы Оха излечить,
И Его развеселить
В турпоход его я взял,
Вот так в садик ваш попал!
Ведущая: Ребята, смотрите, какие у нас сегодня гости интересные! Ох такой грустный! Ребята, поможем развеселить Оха, чтобы он повеселел?
Ребята: да!
Ведущая: Приглашаем наших гостей весело потанцевать с нами.
Танец « Красная лента, зеленая трава»
Ведущая: кажется, Ох стал намного веселее.
Ох (улыбается): Здорово, ребята! Мне стало веселее и я почувствовал себя лучше.
Ах: Ребята, а вы хотите тоже отправится с нами в туристический поход?
Дети: да.
Ведущая: А вы, ребята, знаете, что такое туристический поход? какие принадлежности нужны в походе? (дети называют предметы ).
Ах : А у меня в рюкзаке как раз есть с собой все, что необходимо в походе. Достает, показывает и называет предметы, поясняет, для чего они нужны. Ах может спросить детей, для чего нужны некоторые предметы. . Ах складывает их в одну из корзин.
Ах: И у Оха есть рюкзак.
Ох: Ой, только мне неохота ничего доставать.
Ах: Ну, что же ты, Ох, покажи ребятам, они с тобой весело танцевали , веселили тебя.
Ох: ладно! (медленно достает все из рюкзака и перекладывает в другую корзину)
Ах: ребята, Ох очень долго собирал рюкзак в поход, я его еле уговорил.
Ох (возмущенно): и ничего не долго. Я еще быстрее тебя смогу собрать рюкзак!
Ах: А вы, ребята, сможете быстро собрать рюкзак? (ответы детей) А давайте поиграем в игру, кто быстрее соберет рюкзак!
Конкурс- эстафета « Собери рюкзак»
(под музыку песни «Скок-Скок-Перескок»)
Ах и Ох каждый набирают себе в команду детей по количеству предметов в корзине (7-8 человек). Дети выстраиваются в две колонны. Ах и Ох держат пустые рюкзаки. На расстоянии нескольких метров напротив каждой колонны ставится корзина с туристическими принадлежностями Аха и Оха. По команде первый ребенок бежит до корзины, берет один предмет, несет его обратно и складывает в рюкзак своей команды и становится позади колонны. Побеждает команда, которая быстрее соберет все предметы. Эстафету можно провести дважды, если детей много. После сбора рюкзака каждая команда еще раз просматривает рюкзак и поочередно называют предметы, которые собрали и для чего они нужны в походе.
Ведущая: Ну вот мы и собрали рюкзаки. Теперь можно идти в поход?
Ах: Да, конечно. А чтобы нам в походе не заблудиться, нужны компас и карта.
Ах показывает детям компас, а на большой модели компаса поясняет, как он работает, и проводит краткую беседу, о том как пользоваться компасом. Также показывает на карте, на которой отмечен север, юг, запад, восток, туристический маршрут, который ведет в импровизированный лес. Ах поясняет, что все должны двигаться согласно карте, показывает и рассказывает направление движения: на север, (юг, запад, восток) , и сверяет направление с компасом. Компас также показывает детям в кругу по очереди.
Ох: Ну что –ж , отправляемся в путь! А чтобы веселее было шагать, можно песню запевать.
Дети шагают и поют песню « Вместе весело шагать» В. Шаинский
Дети строятся парами. Ах и Ох ведут по маршруту. По пути им встречаются заросли крапивы (имитация: конусы с стеблями крапивы выставлены в ряд с определенным расстоянием, чтобы пройти между ними и не задеть). (Заросли крапивы заранее расставляются по маршруту).
Ох (боязливо): Ох, крапива, она жалится. не хочу туда идти!
Ах: А Мы сейчас с ребятами очень ловко пройдем и не заденем крапиву.
Проходят друг за другом змейкой, не задевая конусы с крапивой.
Когда все пройдут, собрать детей вместе и пояснить:
Ведущая: Ребята, какие вы ловкие и быстрые, да, крапивой можно ужалиться, но крапива это еще и полезное лекарственное растение, в нем содержатся витамины группы В и С полезные для здоровья. Поэтому это растение употребляют в пищу, например варят суп , добавляя крапиву, делают лекарственные настои. А какие еще лекарственные растения вы знаете? (ответы детей (ромашка, подорожник, и др.)
Ах: Какие вы, ребята, ловкие, и очень умные, оказывается! Так много знаете! Итак, продолжим наш поход!
Ах показывает детям на карте и сверяется с компасом, и проговаривает, в каком направлении надо двигаться: на юг (или на север и т.д.) Идут дальше по маршруту.
Путь туристам преграждает импровизированная река (например, голубая ткань поперек дороги) рядом лежит доска (ширина 25 см).
Ах: Смотрите, ребята! Впереди - река! Как мы можем перебраться через нее? Ответы детей ( например, положим доску как мостик).
Ох: Ах, ребята, давайте вместе сделаем мостик, чтобы перейти через речку!
Ох, Ах и несколько мальчиков аккуратно берут доску, перебрасывают ее через реку, проходят по ней. Потом по ней все дети переходят через реку.
Ведущая: Вот, смотрите, ребята, как общими усилиями, дружно , мы преодолели трудности, которые появились у нас на пути! Вот так любой поход станет легким, если есть настоящая дружба и взаимопомощь!
Все идут дальше до полянки (леса), отмеченной на карте.
На полянке их встречает Лесовичок.
Ах: Ух ты, ребята, смотрите, кто это нам встретился в лесу? Здравствуй, кто ты?
Лесовичок: Я старичок-Лесовичок.
Богатства леса охраняю.
В лесу животных, птиц оберегаю.
Я сегодня очень рад, что у меня в гостях детский сад!
Здравствуйте, гости дорогие!
Дети и ведущая: здравствуй, Лесовичок!
Ведущая: Мы с ребятами отправились в поход, карта и компас привели нас на вашу полянку.
Лесовичок: Подойдите поближе, ребята, я вам про богатства леса расскажу.
Есть в лесу разные ягоды и грибы. Но только хочу вас предостеречь, ведь грибы и ягоды не все можно собирать, хотите про это узнать?
Дети: Да.
(Беседа о ядовитых и сьедобных грибах и ягодах)
Ребята, я еще хочу поговорить о правилах поведения в лесу.
Чтобы богатство леса сохранить и никому здесь не вредить:
- Нельзя бросать мусор,
- Нельзя бесконтрольно жечь костры,
- Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники,
- Нельзя забирать домой из леса диких животных,
- Нельзя вытаптывать траву, вырывать кустарники с корнем, рубить деревья.
- Нельзя обижать лесных жителей.
Запомнили, ребята?
Дети: Да.
Ах: Ах, какая красота, какой свежий воздух в лесу!
Прогулки по лесу очень полезны для нашего здоровья.
Воздух – лучшая аптека для любого человека!
Лесовичок: Очень полезно для здоровья делать зарядку на свежем воздухе.
Мы сегодня с утра со зверятами делали звериную зарядку.
Хотите, я и вас научу?
Дети: Да.
Звучит музыкальная композиция на тему зарядки. Дети повторяют движения за Лесовичком.
«Звериная зарядка»
Лесовичок: Ребята! Я так рад, что вы ко мне пришли в гости! И я хочу, чтобы вы еще приходили ко мне в лес в гости почаще, дышали свежим воздухом и были здоровы! И для этого я подарю каждому из вас маленький компас! Он приведет вас ко мне и вы не заблудитесь в лесу!
Дети, ведущая: спасибо тебе, Лесовичок!
Ах: Ах, как здорово, чудесно погостили мы в лесу. Теперь пора назад нам возвращаться и с Лесовичком прощаться.
Лесовичок:До свидания, ребята, счастливого пути!
Ох: Ох, пора, ребята, пора! отправляемся назад в детский сад!
Дети строятся парами. Под песню «Вместе весело шагать..» двигаются по маршруту обратно на спортивную площадку. Переходят мостик, преодолевают «заросли крапивы». Возвращаются на спортивную площадку.
Ах: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Сегодня мы вместе ходили в поход. Ребята, вам понравилось в походе? Ответы детей.
Ох: Даже я повеселел и лениться перехотел. Мне понравилось быть туристом и ходить в поход. Я даже не хочу от вас, ребята, уходить, теперь у меня появилось много друзей и я стал бодрей и веселей!.
Звучит веселая музыка, ведущая приглашает всех потанцевать.
Танец - дискотека « Помахали ручкой маме»
Ах: спасибо вам, ребята, за веселье и хорошее настроение! А нам с Охом пора возвращаться домой!
Вместе: До свиданья, ребята!!!
Ах, Ох покидают спортивную площадку.
Источники использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт согласно ФЗ от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральная образовательная программа дошкольного воспитания, утв. Приказом № 1028 Министерства просвещения от 25.11.2022 года
- Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 162 города Тюмени.
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа (5-6). ФГОС/ Л.А. Пензулаева– М.: Мозаика-синтез, 2014 год, 128с.
- Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005. - 175 c.
- Кириллова, Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет / Ю.А. Кириллова. - М.: СПб: Детство-пресс, 2008. – 320с.
- Чеменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Веселый Рюкзачок. Парциальная программа рекреационного туризма для детей 5-7 лет/ Чеменева Алла Анатольевна, Мельникова Александра Фадеевна, Волкова Валентина Сергеевна. Издательство: Мозаичный парк, 2024 .-80с.
- Ох и Ах идут в поход. Мультфильм (союзмультфильм 1977 год) (автор сценария Л. Зубкова, режиссер Ю. Прытко).
- Музыкальные композиции:
- «Красная лента-зеленая трава» (музыка и слова А. Пряжникова),
- «Скок-скок-перескок» (Слова и музыка А. Павлова).
- «Вместе весело шагать по просторам…» (слова В. Шаинского, музыка М. Матусовского)
- Песенка-зарядка (Слова: М. Гауэр, Музыка: В. Богатырёва), «Зарядка для хвоста» (Слова Г. Остера, музыка Г. Гладкова),
- «Помахали ручкой маме» (слова А. Юмашева, музыка Д. Николаева),
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012118, 0012119
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf