«Дети войны» ОД для детей старшего дошкольного возраста |
ср., 05.06.2024 |
Составитель:
Исаева Людмила Алексеевна,
воспитатель
МАДОУ Исетский детский сад "Ивушка"
Цель: Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через воспитание нравственных ценностей старших дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.
Задачи:
- расширять знания детей о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны.
- развивать у детей способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим, умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, сопереживания ответственность и уверенность в себе. Вызвать интерес к аппликации салюта в сотворчестве с педагогом.
Оборудование:
Флажки разных цветов с пиктограммами эмоций по числу детей, презентация «Жизнь детей в военное время», вырезанные из цветной бумаги ладошки, клей, ватман.
Ход занятия
I этап.
Педагог- психолог: Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Давайте для начала поделимся положительным зарядом друг с другом. (Дети стоят в кругу, держась за руки).
Мы – ребята дошколята,
В каждый день идем с добром.
Родиной своей гордимся,
Сердцем любим родной дом!
Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы, ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. (Дети занимают места за столами.)
II этап.
Педагог-психолог читает стихотворение:
Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье.
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье.
Педагог- психолог: (Беседа с детьми). Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (ответы детей)
- Кому тяжелее и страшнее всего приходилось на войне? (ответы детей).
Педагог- психолог: Много горя, страданий принесла война нашему народу, но особенно тяжело и страшно было детям. (Рассказ психолога сопровождается показом слайдов.)
Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек. Маленькие дети были в плену у фашистов. (слайд 1)
Но несмотря, ни на что, дети, в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым.
- Ребята, как вы думаете, чем могли помочь дети? (ответы детей)
Педагог- психолог: Дети вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить. (слайд 2)
Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Ребята работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. (слайд 3)
Частыми гостями были мальчишки и девчонки в военных госпиталях. (слайд 4)
- Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)
Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. (слайды 5-6)
- Какие качества характера и эмоции помогали справляться детям с трудностями? (храбрость, смелость, доброта, любовь к Родине, патриотизм, уверенность в своих действиях).
Педагог- психолог: Верно ребята! Многим детям - героям войны выживать помогала уверенность в себе и верность Отчизне. Это значит, что необходимо верить в свои силы, не бояться трудностей в решении различных жизненных вопросов.
Подвижная игра с флажками «Найди себе пару».
Педагог- психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем с необычными флажками. Они разного цвета, у каждого свое настроение, своя эмоция.
- Какие эмоции вы знаете? (надо назвать и изобразить мимикой).
- Верно, нам хорошо известны радость, грусть, гнев, удивление, смущение, спокойствие).
Ход игры. Каждому игроку вручить по флажку разного цвета и с разными нарисованными эмоциями. Когда звучит музыка, дети маршируют по кругу, размахивая флажками. После остановки марша и слов «Найдите себе пару» дети расходятся по всей группе и подходят к тому ребенку, с которым у них совпадает цвет и эмоция на флажке. Каждая пара должна назвать правильно цвет и эмоцию.
Дыхательная гимнастика «Флажок».
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.
Педагог-психолог показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4-6 раз.
Продолжение обсуждения
Педагог- психолог: И вот, наконец, пришёл долгожданный День Победы (слайд 7).
Педагог- психолог: Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? (ответы детей).
Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.
Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне.
Минута молчания.
Коллективная аппликация «Салют Победы!».
Педагог- психолог: Ребята, а без какого красочного события не обходится ни одно празднование Дня Победы? (без парада и салюта).
- Давайте рассмотрим, какой красивый бывает салют (слайд 8).
- Мы заранее с вами вырезали наши обведенные ладошки из цветной бумаги. Это элементы будущего салюта.
Педагог- психолог: Но перед работой необходимо размять наши пальчики и кисти рук.
Пальчиковая гимнастика на основе стихотворения О. Выготской «Салют»:
Вокруг все было тихо,
И вдруг – салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Вверху – внизу!
Педагог- психолог: Теперь, возьмите в руки, вырезанные из цветной бумаги ладошки. Намажьте их клеем. И не забывайте о правилах безопасности. Кто намазал клеем, выходите к столу, начинайте от центра ватмана и приклеивайте ладошку на лист ватмана (ребята выполняют работу).
Педагог- психолог: Полюбуйтесь ребята, какой красивый у нас получился салют Победы!
Педагог- психолог: Как вы думаете, ребята, что поможет сохранить память о подвигах детей? (беседы, фильмы, рассказы, памятники и скульптуры).
- Чтобы сохранить память о героях войны, в городах, посёлках установлены памятники, у могилы неизвестного солдата горит Вечный огонь. По всей России сейчас воздвигли множество памятников детям войны. Даже существует знаменательная дата - 8 февраля - День памяти юного героя-антифашиста. Давайте рассмотрим некоторые скульптуры и памятники и узнаем, в каких городах они находятся (слайд 9-10).
III. Итог занятия.
Педагог- психолог: Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
-Ребята, какие эмоции вы испытали от сегодняшнего занятия? (ответы детей).
- Эти эмоции можно назвать положительными или отрицательными? (ответы детей).
- Что вам хотелось бы пожелать друг другу?
-Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней и о героях, подаривших нам мирное небо над головой!
Литература:
Глазков А.П. Дети войны. – Смоленск: Государственный педагогический университет, 2000.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.
Ресурсы интернета: http://detivov.ru/
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011784
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf