Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях |
пн., 31.03.2025 |
конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия
Разработала
Стаина Анастасия Вячеславовна,
учитель-логопед МАДОУ д/с № 101 горда Тюмени
Цель: Развитие правильного произношения звука [Ш] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обучение выполнению точных и полных движений артикуляционного аппарата в полном объеме;
- Формирование фонематического восприятия;
- Закрепление знаний об артикуляционных характеристиках звука [Ш];
- Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- Развитие слухового внимания;
- Развитие интонационной стороны речи – высоты голоса;
- Развитие понимания предлога ПОД и его использования в собственной речи;
- Развитие понимания инструкций с частицей НЕ;
- Развитие речевого выдоха.
Коррекционно-познавательные:
- Формирование положительного настроя на совместную с логопедом деятельность;
- Развитие усидчивости, самостоятельности в работе.
Оборудование: 2 колючих мяча, кукла, перья, деревянный планшет с прорезями для картинок, фишки для планшета, камушки декоративные, картинки с артикуляционной гимнастикой, 3 медведя разного размера (большой – папа медведь, средний – мама, маленький - малыш), дидактические картинки.
Организационный момент
Логопед: - Сегодня в гости к нам пришла Маша. Давай узнаем, какие задания она подготовила для нас. Но для начала поздороваемся с тобой и поиграем с колючими мячами, произнося приветственный стишок:
Я катаю в ручках мяч. Я стучу по столу мячом. Кому дам, кому дам?
(Имя ребёнка) дам!
Ребёнок здоровается с логопедом. Берёт мяч и выполняет с ним действия по стихотворению. Повтор 2-3 раза.
Основная часть
1. Закрепление знаний об артикуляции и развитие речевого выдоха.
Логопед: - К нам в гости пришла Маша, а с собой принесла волшебные перья. Давай мы с тобой будем на них дуть, но необычно, а произнося звук [Ш]. Но перед этим вспомним, как правильно произносить звук [Ш]. Твоя задача не брать перья того цвета, которые я просила не брать – возьми не красное и не жёлтое и т.д..
Ребенок слушает инструкцию. Называет, в какой позиции должны быть органы артикуляции при произнесении звука [Ш], и берет перья того цвета, которые не назвал логопед. Сдувает их со своей ладошки, произнося при этом звук [Ш].
2. Артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики (см. Приложение)
Логопед: - Давай мы будем с тобой делать гимнастику и закрывать её камушками, которые принесла Маша.
Логопед выкладывает перед ребёнком картинки с артикуляционной гимнастикой и предлагает закрывать картинки камушками после выполнения каждого упражнения. Чтобы закрыть упражнение, ребенку нужно брать камушки разными пальчиками поочередно: большим и указательным, большим и средним, ….
Ребёнок выполняет гимнастику под счёт до 5, закрывает каждое упражнение камушком.
3. Развитие интонационной стороны речи (см. Приложение)
Логопед: - Вместе с Машей пришли мишки, давай мы поделим между ними картинки. Возьми выложенную перед тобой картинку и отдай ее одному из мишек и расскажи, чей предмет. Например: у этого мишки подушка.
Логопед выкладывает перед ребенком 3 мишек. Задача ребенка разделить картинки со звуком [Ш] между мишками. Если ребёнок дает картинку большому медведю, то говорит низким голосом, если среднему – обычным голосом, если маленькому – высоким.
Ребёнок выбирает картинку и кладёт её к одному из мишек. Рассказывает, чей предмет высоким, средним или низким голосом.
4. Развитие фонематического восприятия
Логопед: - Я буду называть слова, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш].
Каша, дом, окно, шапка, рука, робот, штора, рюкзак, шипы.
Ребёнок внимательно слушает слова и хлопает, когда слышит слово с [Ш].
5. Игра с деревянным планшетом
Перед ребёнком картинки со звуком [Ш]. Ребёнку нужно закрыть все картинки фишками.
Логопед: - Закрой не машинку и не кошку, …
Ребёнок закрывает определённые картинки фишкой и проговаривает, что под фишкой, например: под фишкой шапка, …
3. Итог занятия:
Вспоминаем с ребёнком, над каким звуком мы работали, какие задания выполняли. Ребёнок рассказывает, что понравилось на занятии и что не понравилось.
Список литературы
- Архипова Е. Ф. Артикуляционная гимнастика [Электронный ресурс]. URL:http://ds32.edu-ukhta.ru/media/docs/aktivnaya-artikulyatsionnaya-gimnastika-arhipova-e-f-.pdf (дата обращения: 20.03.2025)
- Жукова Н. С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.-320 с. (Серия «Учимся, играя»).
- Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост.Л. Е. Кыласова. -2-е изд. – Волгогард: Учитель, 2011. – 367 с.
Приложения
к конспекту индивидуального логопедического занятия
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021559
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf