Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях

  пн., 31.03.2025

конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия

Разработала

Стаина Анастасия Вячеславовна,    

учитель-логопед МАДОУ д/с № 101 горда Тюмени

Цель: Развитие правильного произношения звука [Ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Обучение выполнению точных и полных движений артикуляционного аппарата в полном объеме;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Закрепление знаний об артикуляционных характеристиках звука [Ш];
  • Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие интонационной стороны речи – высоты голоса;
  • Развитие понимания предлога ПОД и его использования в собственной речи;
  • Развитие понимания инструкций с частицей НЕ;
  • Развитие речевого выдоха.

Коррекционно-познавательные:

  • Формирование положительного настроя на совместную с логопедом деятельность;
  • Развитие усидчивости, самостоятельности в работе.

Оборудование: 2 колючих мяча, кукла, перья, деревянный планшет с прорезями для картинок, фишки для планшета, камушки декоративные, картинки с артикуляционной гимнастикой, 3 медведя разного размера (большой – папа медведь, средний – мама, маленький - малыш), дидактические картинки. 

Организационный момент

Логопед: - Сегодня в гости к нам пришла Маша. Давай узнаем, какие задания она подготовила для нас. Но для начала поздороваемся с тобой и поиграем с колючими мячами, произнося приветственный стишок:

Я катаю в ручках мяч. Я стучу по столу мячом. Кому дам, кому дам?

(Имя ребёнка) дам!

Ребёнок здоровается с логопедом. Берёт мяч и выполняет с ним действия по стихотворению. Повтор 2-3 раза.

 Основная часть

1. Закрепление знаний об артикуляции и развитие речевого выдоха.

Логопед: - К нам в гости пришла Маша, а с собой принесла волшебные перья. Давай мы с тобой будем на них дуть, но необычно, а произнося звук [Ш]. Но перед этим вспомним, как правильно произносить звук [Ш]. Твоя задача не брать перья того цвета, которые я просила не брать – возьми не красное и не жёлтое и т.д..

Ребенок слушает инструкцию. Называет, в какой позиции должны быть органы артикуляции при произнесении звука [Ш], и берет перья того цвета, которые не назвал логопед. Сдувает их со своей ладошки, произнося при этом звук [Ш].

2. Артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики (см. Приложение)

Логопед: - Давай мы будем с тобой делать гимнастику и закрывать её камушками, которые принесла Маша.

Логопед выкладывает перед ребёнком картинки с артикуляционной гимнастикой и предлагает закрывать картинки камушками после выполнения каждого упражнения. Чтобы закрыть упражнение, ребенку нужно брать камушки разными пальчиками поочередно: большим и указательным, большим и средним, ….

Ребёнок выполняет гимнастику под счёт до 5, закрывает каждое упражнение камушком.

3. Развитие интонационной стороны речи (см. Приложение)

Логопед: - Вместе с Машей пришли мишки, давай мы поделим между ними картинки. Возьми выложенную перед тобой картинку и отдай ее одному из мишек и расскажи, чей предмет. Например: у этого мишки подушка.

Логопед выкладывает перед ребенком 3 мишек. Задача ребенка разделить картинки со звуком [Ш] между мишками. Если ребёнок дает картинку большому медведю, то говорит низким голосом, если среднему – обычным голосом, если маленькому – высоким.

Ребёнок выбирает картинку и кладёт её к одному из мишек. Рассказывает, чей предмет высоким, средним или низким голосом.

4. Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Я буду называть слова, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш].

Каша, дом, окно, шапка, рука, робот, штора, рюкзак, шипы.

Ребёнок внимательно слушает слова и хлопает, когда слышит слово с [Ш]. 

5. Игра с деревянным планшетом

Перед ребёнком картинки со звуком [Ш]. Ребёнку нужно закрыть все картинки фишками.

Логопед: - Закрой не машинку и не кошку, …

Ребёнок закрывает определённые картинки фишкой и проговаривает, что под фишкой, например: под фишкой шапка, … 

3. Итог занятия:

Вспоминаем с ребёнком, над каким звуком мы работали, какие задания выполняли. Ребёнок рассказывает, что понравилось на занятии и что не понравилось.

Список литературы 

  1. Архипова Е. Ф. Артикуляционная гимнастика [Электронный ресурс]. URL:http://ds32.edu-ukhta.ru/media/docs/aktivnaya-artikulyatsionnaya-gimnastika-arhipova-e-f-.pdf (дата обращения: 20.03.2025)
    1. Жукова Н. С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.-320 с. (Серия «Учимся, играя»).
    2. Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост.Л. Е. Кыласова. -2-е изд. – Волгогард: Учитель, 2011. – 367 с.

Приложения

к конспекту индивидуального логопедического занятия

 

  

 

 

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  № 0021559 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 142
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.