«Путешествие в русскую деревню» НОД с детьми старшей группы

  пн., 30.12.2024

Составитель

Газимзянова Ирина Александровна

воспитатель филиала

МАДОУ Червишевского детского сада «Сибирячок»

в с. Онохино «Солнышко»

 

Образовательные задачи:

  1. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  2. Познакомить с новыми понятиями «деревня», «наличники»
  3. Развивать творческие способности детей

Материал и оборудование:

  1. Макет бумажного дома для украшения.
  2. Отдельные части избы – окна (6 шт.)
  3. Иллюстрации с изображением деревенских домов.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций окон с наличниками, экскурсии по селу, знакомство с историей оберегов, домовенком Кузей.

Ход занятия:

Звучит сказочная музыка…

- Ребята, смотрите, на нашем волшебном блюдце появился знак.

Что означает этот знак? (Блюдце что-то хочет нам рассказать)

- Давайте все вместе скажем волшебные слова:

Катись, катись яблочко,

По серебряному блюдечку.

Покажи ты нам на блюдечке,

Города и поля, и леса и моря

И гор высоту.

(На блюдце появилась картинка деревянных домов и кукла - Домовенок Кузя)

- Ребята, а где живет Кузя?

- В деревне.

- А что такое деревня? (Ответы детей: это место, где много домов деревянных)

Хотите узнать, как произошло слово деревня. Садитесь поудобней, я вам расскажу.

- Давным – давно, люди строили себе дома из дерева. Назывался такой дом – изба. А место, где были построены деревянные дома, так и называлось – деревня, от слова дерево, потому что дома были деревянные. Вот в таком деревянном доме и живет наш Домовенок Кузя.

- Ребята, а как вы думаете, почему дома строят из дерева? (Ответы детей)

- А что будет, если дом построить из стекла, из песка, железа. (Рассматривают материалы, определяют какие материалы теплые на ощупь, какие холодные. Решают, какие дома будут теплее)

Физкультминутка «Построим дом»

Тук-тук молотком. Строим, строим новый дом. (Стучат кулачками, друг по другу)

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки, тянут руки вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показываем руками окна и крышу)

Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх, изображая крышу и трубу)

Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны)

- Ой, ребята смотрите, на блюдце яблоко опять зашевелилось, значит, блюдце хочет нам о чем-то рассказать.

(Звучит голос Кузи)

«Здравствуйте, ребята. Хочу вам пожаловаться, не хочу больше жить в своем деревенском доме. Хочу уехать в город».

- Ой, ребята, что же случилось с Домовенком, почему он хочет уехать. Как же хозяева без него жить будут? Кузя же дом стережет. Давайте посмотрим, где же живет Кузя. (Смотрят на схеме – картине. Находят дом Кузи, дом с окнами без наличников, некрасивый, без дверей, остальные дома красивые с наличниками. Дети рассматривают дом Кузи и сравнивают его с другими домами)

- Ребята, как вы думаете, почему Кузя не хочет жить в своем доме? (У всех дома красивые, у него нет)

- Ребята, посмотрите, Кузя грустит из-за своего некрасивого дома, давайте мы с вами поиграем, может наша игра его развеселит. (Игра малой подвижности «Колечко» На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие  быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встаёт в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идёт водить.

Правила игры.
1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми
глазами.
3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовёт его по имени.
)


- Как можно украсить дом Кузи? (Можно сделать наличники)

Перед детьми рисунок дома с окнами без наличников.

-  Ребята, послушайте загадку:

Мы для дома – вроде глаз,
Он совсем слепой без нас!

- Что это? (Ответы детей)

- Окна – это глаза дома. Окнами дом смотрит на мир, а мир через окна смотрит в дом. Люди украшали окна внутри дома занавесками, а снаружи – оконными наличниками. Наличники прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями. Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. Люди стали придумывать разные узоры для них, узоры состояли из различных элементов, каждый из которых имел свое значение:

- Извилистая линия – вода, кружок – солнечный знак, квадрат – символ земли, а треугольник обозначает горы.

Украшая символами наличники, люди верили, что это принесет им счастье, здоровье, спасет от непогоды и злых сил.

У каждой избы был свой особый облик. Стоит перед нами изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

- Как вы думаете, легко мастеру сделать такие украшение для окон?

- Ребята, а вы хотите побыть мастерами?

- Посмотрите на дом Кузи. Вам он нравится?

- Вот и Кузе не нравится его дом и поэтому он не хочет в нем жить. Давайте мы его попробуем оживить, сделаем ему «глаза» - окна с красивыми наличниками. Чтобы все смотрели на него и любовались. (Дети работают парами - 4 пары и украшают наличники, приклеивают к окнам)

Ну вот, молодцы, теперь Кузя с радостью будет жить в этом доме.

Звучит фонограмма голоса Кузи: «Спасибо ребята, теперь мой дом тоже красивый».

- В нашем селе тоже есть деревянные дома, окна, которых украшены резными наличниками.

- Ребята, вы видели такие дома?

- Вам нравятся окна, украшенные резными наличниками?

- Замечательно, ребята.

Воспитатель:

- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в деревню. Какие новые слова вы сегодня услышали? (Наличники)

- Что нового интересного вы узнали? (От чего произошло слово деревня) (Ответы детей)

- Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как раньше жили люди, с традициями русского народа, с народными праздниками. Я очень рада, что сегодня мы с вами поговорили об уходящей традиции украшения деревянных домов резными наличниками. Проходя по улицам нашего села, вы будете чаше обращать внимание на внешнее убранство домов.

- Молодцы, ребята, вы еще помогли Домовенку Кузе.

Список литературы:

1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка-Синтез, 2014.

3. Степанов В. «Родная природа» / В. Степанов. - ООО «Фолиант Пресс», 2015.

4. Соколовская Ю. «Речь и моторика» / Ю. Соколовская - М.: Эксмо, 2012.

Интернет-источники:

https://vk.com/wall-48180437_17058?ysclid=m5fg8xd7yy172494342

https://infourok.ru/otkrytoe-zanyatie-starina-v-chemodane-6883561.html?ysclid=m5fg8mqx3628656360

https://urok.1sept.ru/articles/513182?ysclid=m5fg6u69ep978187654

https://www.maam.ru/detskijsad/muzeino-obrazovatelnaja-dejatelnost-po-teme-stroitelstvo-derevjanogo-doma.html?ysclid=m5fg6ojti1837176808

https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=67376&ysclid=m5fg6ig3hn220571426

https://vk.com/wall-37140683_11602?ysclid=m5fg6epvrl677940173

https://nakonechnayaev-dmdou40.edumsko.ru/folders/post/2943899

https://rused.ru/irk-mdou169/wp-content/uploads/sites/95/2023/11/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf?ysclid=m5fg41vxxf572587805

https://nsportal.ru/user/1018634/page/metodicheskie-razrabotki

 

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  0021281

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 164
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.