Знакомство с ремёслами Тюмени – тюменский ковёр

  ср., 05.06.2024

Составитель:

Можегорова Валентина Дмитриевна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 79 города Тюмени

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: «Знакомство с ремёслами Тюмени – тюменский ковёр»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: формирование у детей интереса к истории своего края

Задачи занятия:

 Познакомить детей с историей тюменского традиционного ковра

 Развивать познавательный интерес к народным ремеслам; умение рассуждать и делать логические выводы

 Воспитывать чувство гордости к родному краю

Словарная работа: традиционный, ткацкий станок, ткачиха, прялка, веретено, традиции

Планируемый результат занятия: дети узнают тюменский ковёр по традиционным элементам; проявляют познавательный интерес к ремёслам Тюменского края

Материалы и оборудование: клубки пряжи, иллюстрации образцов тюменских ковров, ткацкого станка, колоколов; фото мастерицы, прялка, веретено, разрезные картинки ковров

Предварительная работа: беседа о Тюменском крае, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, оформление выставки предметов народного быта «Путешествие в прошлое»

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

деятельность педагога

методы, приемы, формы

предполагаемая деятельность детей

планируемые результаты

1

организационно-мотивационный этап

настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес

 

предлагает детям встать в круг, устанавливает эмоциональный и зрительный контакт

 

игра-приветствие «Ладошка к ладошке»

принимают участие в игре, слушают, говорят приятные слова

дети настроены на предстоящую деятельность

2

основной этап

 

2.1

этап постановки проблемы

ввести детей в проблемную ситуацию

беседа

- Что такое малая Родина?

- Как называется край, в котором мы живём?

- Чем славится наш Тюменский край?

-Чем славился наш край в прошлом?

- Как можно получить нужную нам информацию?

- Вы хотите послушать и посмотреть о том, что я узнала про ремёсла нашего края, побывав в музее?

беседа, приглашение педагога послушать рассказ о ремёслах, которыми славился наш край в прошлом

внимательно слушают, отвечают, пытаются найти решение проблемной ситуации

дети размышляют над проблемной ситуацией

2.2

этап ознакомления с материалом

познакомить детей с историей изготовления тюменского традиционного ковра

читает отрывок из стихотворения Кончаловская Н. «Наша древняя столица»

Слава русской стороне!

Слава Русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах своей земли

Дает краткую информацию о ремеслах и промыслах тюменского края.

Показывает клубок ниток из шерсти

- Что это? Что можно изготовить из этих ниток?

Вносит прялку, показывает как скручивали нить с помощью веретена.

Рассказывает об истории изготовления тюменского ковра, использует иллюстрации.

- Ковры ткались вручную, на специальных ткацких станках. Каждая нитка закреплялась узелками на специальную тканевую основу. Ворс у сибирских ковров длинный, мягкий. Ткачихи -ковровщицы на изготовление одного ковра тратили много времени, порой до нескольких месяцев. Эти ковры считались талисманами счастья. Тюменский махровые ковры были известны не только в России, но и во многих зарубежных странах.

Ковры использовали для украшения стен, покрытия сундуков и лавок, а также в качестве одеяла для путешествий на лошадях в зимнее время.

 

При показе иллюстраций Тюменских ковров, воспитатель спрашивает

- Какие цвета использовали при изготовлении ковров?

- Какой цвет чаще использовали для фона?

Какой орнамент использовали ковровщицы на своих коврах?

- Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство.

чтение стихотворения, внесение клубков пряжи, показ иллюстраций Тюменских ковров, фотографии ковровщиц, ткацких станков, внесение прялки

рассаживаются на стулья, слушают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации Тюменских ковров, определяют их особенности

дети внимательно слушают, пытаются логически размышлять, высказывают свои предположения

2.3

этап практического решения проблемы

получить от детей обратную связь по данной теме

проводит народную игру «Дударь»

«Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище,

Дударь, дударь – что болит?»

 

Проводит дидактическую игру «Собери картинку»

Какой ковер на картинке?

Как вы определили, что это тюменский ковёр?

Почему вы считаете, что это не тюменский ковёр?

Игра- разминка «Дударь», считалка,

 

 

 

Дидактическая игра «Собери картинку»

(на картинках изображение тюменских ковров, восточных, современных)

считалкой выбирают ведущего «Дударя», играют в игру

 

 

собирают разрезанные картинки, отвечают на вопросы

дети отдохнули и готовы продолжить игру

 

 

дети узнают тюменский ковёр по традиционным элементам

3

заключительный этап

уточнить, что детям было интересно

подводит итог, рефлексия, благодарит детей за хорошую работу

Уточняет кто из ребят хочет подготовить рассказ о других ремёслах родного края (кожевенное ремесло, валяние валенок, кузнечное дело)

беседа, рефлексия

отвечают на вопросы.

Выбирают ремесло, о котором хотели бы найти информацию и рассказать потом ребятам

дети познакомились с историей создания тюменского ковра; хотят узнать о других ремеслах родного края

Используемая литература:
Давыдов И. «Тюменские ковровщицы»

Гордеева Н. «Вариации на тему сибирского гобелена» / Н. Гордеева // «Сибирское богатство» 

Горынина П. «Тепло тюменского ковра» / П. Горынина //» Тюменский курьер»

Сезева Н.И. Тюменский ковер. Традиции и современность : альбом, Тобольск, 2015 5.

Сибирская ковровая фабрика http://www.vashkover.ru

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 368 с.

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011801

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 285
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.