Знакомство с ремёслами Тюмени – тюменский ковёр |
ср., 05.06.2024 |
Составитель:
Можегорова Валентина Дмитриевна,
воспитатель
МАДОУ д/с № 79 города Тюмени
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема занятия: «Знакомство с ремёслами Тюмени – тюменский ковёр»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель занятия: формирование у детей интереса к истории своего края
Задачи занятия:
Познакомить детей с историей тюменского традиционного ковра
Развивать познавательный интерес к народным ремеслам; умение рассуждать и делать логические выводы
Воспитывать чувство гордости к родному краю
Словарная работа: традиционный, ткацкий станок, ткачиха, прялка, веретено, традиции
Планируемый результат занятия: дети узнают тюменский ковёр по традиционным элементам; проявляют познавательный интерес к ремёслам Тюменского края
Материалы и оборудование: клубки пряжи, иллюстрации образцов тюменских ковров, ткацкого станка, колоколов; фото мастерицы, прялка, веретено, разрезные картинки ковров
Предварительная работа: беседа о Тюменском крае, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, оформление выставки предметов народного быта «Путешествие в прошлое»
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
деятельность педагога |
методы, приемы, формы |
предполагаемая деятельность детей |
планируемые результаты |
1 |
организационно-мотивационный этап |
настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес
|
предлагает детям встать в круг, устанавливает эмоциональный и зрительный контакт
|
игра-приветствие «Ладошка к ладошке» |
принимают участие в игре, слушают, говорят приятные слова |
дети настроены на предстоящую деятельность |
2 |
основной этап |
|
||||
2.1 |
этап постановки проблемы |
ввести детей в проблемную ситуацию |
беседа - Что такое малая Родина? - Как называется край, в котором мы живём? - Чем славится наш Тюменский край? -Чем славился наш край в прошлом? - Как можно получить нужную нам информацию? - Вы хотите послушать и посмотреть о том, что я узнала про ремёсла нашего края, побывав в музее? |
беседа, приглашение педагога послушать рассказ о ремёслах, которыми славился наш край в прошлом |
внимательно слушают, отвечают, пытаются найти решение проблемной ситуации |
дети размышляют над проблемной ситуацией |
2.2 |
этап ознакомления с материалом |
познакомить детей с историей изготовления тюменского традиционного ковра |
читает отрывок из стихотворения Кончаловская Н. «Наша древняя столица» Слава русской стороне! Слава Русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах своей земли Дает краткую информацию о ремеслах и промыслах тюменского края. Показывает клубок ниток из шерсти - Что это? Что можно изготовить из этих ниток? Вносит прялку, показывает как скручивали нить с помощью веретена. Рассказывает об истории изготовления тюменского ковра, использует иллюстрации. - Ковры ткались вручную, на специальных ткацких станках. Каждая нитка закреплялась узелками на специальную тканевую основу. Ворс у сибирских ковров длинный, мягкий. Ткачихи -ковровщицы на изготовление одного ковра тратили много времени, порой до нескольких месяцев. Эти ковры считались талисманами счастья. Тюменский махровые ковры были известны не только в России, но и во многих зарубежных странах. Ковры использовали для украшения стен, покрытия сундуков и лавок, а также в качестве одеяла для путешествий на лошадях в зимнее время.
При показе иллюстраций Тюменских ковров, воспитатель спрашивает - Какие цвета использовали при изготовлении ковров? - Какой цвет чаще использовали для фона? Какой орнамент использовали ковровщицы на своих коврах? - Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. |
чтение стихотворения, внесение клубков пряжи, показ иллюстраций Тюменских ковров, фотографии ковровщиц, ткацких станков, внесение прялки |
рассаживаются на стулья, слушают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации Тюменских ковров, определяют их особенности |
дети внимательно слушают, пытаются логически размышлять, высказывают свои предположения |
2.3 |
этап практического решения проблемы |
получить от детей обратную связь по данной теме |
проводит народную игру «Дударь» «Дударь, дударь, дударище, Старый, старый старичище, Дударь, дударь – что болит?»
Проводит дидактическую игру «Собери картинку» Какой ковер на картинке? Как вы определили, что это тюменский ковёр? Почему вы считаете, что это не тюменский ковёр? |
Игра- разминка «Дударь», считалка,
Дидактическая игра «Собери картинку» (на картинках изображение тюменских ковров, восточных, современных) |
считалкой выбирают ведущего «Дударя», играют в игру
собирают разрезанные картинки, отвечают на вопросы |
дети отдохнули и готовы продолжить игру
дети узнают тюменский ковёр по традиционным элементам |
3 |
заключительный этап |
уточнить, что детям было интересно |
подводит итог, рефлексия, благодарит детей за хорошую работу Уточняет кто из ребят хочет подготовить рассказ о других ремёслах родного края (кожевенное ремесло, валяние валенок, кузнечное дело) |
беседа, рефлексия |
отвечают на вопросы. Выбирают ремесло, о котором хотели бы найти информацию и рассказать потом ребятам |
дети познакомились с историей создания тюменского ковра; хотят узнать о других ремеслах родного края |
Используемая литература:
Давыдов И. «Тюменские ковровщицы»
Гордеева Н. «Вариации на тему сибирского гобелена» / Н. Гордеева // «Сибирское богатство»
Горынина П. «Тепло тюменского ковра» / П. Горынина //» Тюменский курьер»
Сезева Н.И. Тюменский ковер. Традиции и современность : альбом, Тобольск, 2015 5.
Сибирская ковровая фабрика http://www.vashkover.ru
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 368 с.
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011801
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf