Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: «Все ли птицы летают?» |
сб., 26.04.2025 |
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Тема: «Все ли птицы летают?»
с применением информационно-коммуникационных технологий.
Подготовила:
Бурковская Наталья Дмитриевна,
воспитатель МАДОУ "Исетский детский сад "Ивушка"
Цель: Ознакомление детей с разнообразием мира птиц и формирование представлений о летающих и нелетающих птицах.
Задачи:
- Образовательные:
- Расширить знания детей о птицах, их внешнем виде, особенностях и образе жизни.
- Сформировать представления о классификации птиц на летающих и нелетающих.
- Познакомить с конкретными представителями летающих (гагара, зимородок, колибри, куриный гусь) и нелетающих птиц (страус).
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к природе, наблюдательность и любознательность.
- Развивать речь, умение отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.
- Воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Предварительная работа: закрепление знаний о разнообразии птиц (зимующих, перелетных, домашних, диких, летающих, не летающих).
Оборудование: птичье перо, проектор, экран, ноутбук (презентация летающие, нелетающие птицы), интерактивная книга «Необыкновенна книга об удивительных животных» автор Елена Лаврентьева, планшеты с выходом в интернет (приложение Animal Book ROOSSA), карта материков нашей планеты, карточки с изображением птиц.
Этапы НОД
- Мотивационный этап (приветствие)
Мне приятно видеть вас такими красивыми, отзывчивыми и полными энтузиазма! Пусть сегодняшнее занятие подарит вам радость и множество ярких эмоций! Давайте делиться радостью друг с другом!
Показать коробку с перьями, рассматривание перьев.
У меня в руках коробка, и я хочу предложить вам загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете, что внутри.
Ты меня найдёшь на птице и в пенале ученицы,
А вечернею порой у себя под головой. (Перо)
Что это? Чьи это перья? Это перья птиц.
- Ориентировочный этап (формулирование цели занятия, подбор средств достижения цели совместно с детьми)
Вы уже поняли, о ком мы будем говорить сегодня? Что вам известно о птицах?
Какие виды птиц существуют? (перелетные, зимующие, домашние, дикие).
Ещё есть птицы, которые могут летать, а есть те, которые не могут. Назовите их.
Хотите узнать о необычных птицах? Некоторые из них не умеют летать.
- Исполнительский этап (просмотр презентации о нелетающих птицах, работа с книгой)
2 слайд Страус нелетающая птица. Живет в Африке.
Прожорливый Страус кричит на бегу:
- Со скоростью ветра я бегать могу!
Но я не умею, однако, летать.
Об этом приходится только мечтать.
Летают и мыши, и рыбы, и белки,
Летают лягушки и даже тарелки!
А я, к сожаленью, друзья, не летаю,
Хотя в облаках ежедневно витаю.
3 слайд Африканский страус – самая крупная птица в мире, но его короткие крылья совершенно не приспособлены для полёта.
4 слайд Зато он – замечательный бегун и обжора. Страус питается семенами, побегами, плодами. И вообще охотно глотает всё, что попадается ему на глаза: камни, гвозди, осколки стекла, куски древесины и металла.
5 слайд Проглоченный мусор, однако, не мешает ему развивать скорость до 70 км/ч.
6 слайд Гагара – летающая птица (обитают на материках Европа, Азия и Северная Америка)
На сушу Гагара почти не выходит,
Загадочный берег её не манит.
То громко смеётся, то песню заводит,
То каркает даже, то плачет навзрыд.
Однажды Гагара призналась Баклану:
- Ходить по земле никогда я не стану.
Без устали плавать могу под водой –
Готова, дружок, состязаться с тобой!
7 слайд В искусстве плавать под водой с гагарой могут сравниться немногие. Охотясь за рыбой, она способна находиться под водой несколько минут.
8 слайд Зато на суши гагара беспомощна. Она буквально ползает, а не ходит. Да и взлететь с земли не может. Поэтому гнёзда устраивают у самого берега, близко к воде.
9 слайд И родителям удобно, и птенцам, которые с первых дней жизни начинают плавать.
10 слайд Зимородок (обитают на материках Евразия, Африка, Австралия и Южная Америка)
Ну какая будет птица
У реки в норе ютится,
С высоты бросаться в воду
И в жару, и в непогоду?
Спору нет, что Зимородок –
Настоящий самородок
И прекрасный рыболов!
Ест на веточке улов.
11 слайд Эту птичку легко узнать по яркому оперению и длинному клюву. У реки или у ручья, на крутом обрыве можно увидеть нору зимородка.
12 слайд И хотя он не плавает, жить без воды не может. Зимородок охотится на маленьких рыбёшек. Летая низко над рекой, он вдруг стремительно бросается в воду и через минуту уже сидит на камушке или коряге, держа в клюве добычу.
13 слайд Колибри (обитают на материках Северная, Южная и Центральная Америка)
Колибри весь день собирала пыльцу,
Но день непременно подходит к концу.
Спешит накормить добродушных птенцом:
Забавных двойняшек, смешных близнецов.
А кто-нибудь видел колибри-отца?
Семью защищает с отвагой бойца!
14 слайд Колибри – самая маленькая птица в мире. Питается она нектаром цветов и мелкими насекомыми. Трудно поверить, что в день птичка съедает пищи в два раза больше собственного веса.
15 слайд Её оперение сверкает всеми цветами радуги. Защищая гнездо, колибри летит на врага, как стрела, пущенная из лука. Её основное оружие – острый клюв.
16 слайд Куриный гусь (среда обитания куриного гуся — Южная Австралия и остров Тасмания)
Наука не терпит обиды –
Гусей поделили на виды.
Их список достаточно длинный:
Гусь Горный….
Но есть и Куриный.
Судить я о том не берусь,
Похож ли на курицу гусь.
Смеяться над птицей нельзя,
Пока не увидел гусЯ.
А может быть всё-таки гУся?
Судить я о том не беруся!
17 слайд Куриный гусь – житель Австралии. Назван так благодаря загнутому книзу клюву, похожему на куриный. Этим, однако, сходство на ограничивается: подобно курице, странный гусь не любит воду. Только в крайних случаях пускается в плавание, да и то неохотно. Зато на суше чувствует себя превосходно.
Физминутка. Предлагаю вам сделать небольшой перерыв и размяться. Я буду называть птиц, а вы внимательно слушайте. Если птица умеет летать, то вы должны махать руками, а если нет — приседать (страус – не летает, колибри – летает, курица – не летает, лебедь – летает (и плавает), зимородок – летает, гагара – летает (и плавает), воробей – летает, ворона – летает, куриный гусь – летает, сова – летает, пингвин – не летает (плавает).
Молодцы всё верно выполнили.
А теперь, с помощью нашей необыкновенной книги и планшета мы можем оживить птиц, о которых сегодня говорили (работа с планшетами и книгой).
Закрепление. 18, 19, 20 слайды Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну знаний. Кто же был главным героем нашего путешествия? Кто из участников запомнился вам больше всего? Давайте взглянем на экран и сыграем в игру «Четвёртый лишний».
Зрительная гимнастика. Сегодня мы много работали, и наши глаза устали. Давайте дадим им отдохнуть и выполним несколько упражнений для глаз.
Итог. -21 слайд С кем сегодня знакомились? (птицы летающие и не летающие)
- Назовите не летающих птиц. Какая птица самая большая? Какая самая маленькая?
А вы запомнили где эти птицы живут?
Давайте рассмотрим карту с материками и распределим птиц по их местам обитания.
Ссылка на презентацию на яндекс диске
https://disk.yandex.ru/i/9XlX_oqBqHN95Q
Используемые источники:
- https://urok.1sept.ru/articles/659683
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/04/12/konspekt-zanyatiya-ptitsy-podgotovitelnaya-gruppa
- «Необыкновенна книга об удивительных животных» автор Елена Лаврентьева
Иллюстрации для презентации были взяты из открытых источников в сети Интернет
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf