Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: «Все ли птицы летают?»

  сб., 26.04.2025

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

 Тема: «Все ли птицы летают?»

с применением информационно-коммуникационных технологий.

Подготовила:

 Бурковская Наталья Дмитриевна,

воспитатель МАДОУ "Исетский детский сад "Ивушка"

Цель: Ознакомление детей с разнообразием мира птиц и формирование представлений о летающих и нелетающих птицах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Расширить знания детей о птицах, их внешнем виде, особенностях и образе жизни.
    • Сформировать представления о классификации птиц на летающих и нелетающих.
    • Познакомить с конкретными представителями летающих (гагара, зимородок, колибри, куриный гусь) и нелетающих птиц (страус).
  • Развивающие:
    • Развивать познавательный интерес к природе, наблюдательность и любознательность.
    • Развивать речь, умение отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.
    • Воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга.

Предварительная работа: закрепление знаний о разнообразии птиц (зимующих, перелетных, домашних, диких, летающих, не летающих).

Оборудование: птичье перо, проектор, экран, ноутбук (презентация летающие, нелетающие птицы), интерактивная книга «Необыкновенна книга об удивительных животных» автор Елена Лаврентьева, планшеты с выходом в интернет (приложение Animal Book ROOSSA), карта материков нашей планеты, карточки с изображением птиц.

Этапы НОД

  1. Мотивационный этап (приветствие)

       Мне приятно видеть вас такими красивыми, отзывчивыми и полными энтузиазма! Пусть сегодняшнее занятие подарит вам радость и множество ярких эмоций! Давайте делиться радостью друг с другом!

Показать коробку с перьями, рассматривание перьев.

    У меня в руках коробка, и я хочу предложить вам загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете, что внутри.

Ты меня найдёшь на птице и в пенале ученицы,

А вечернею порой у себя под головой. (Перо)

 

Что это? Чьи это перья? Это перья птиц.

  1. Ориентировочный этап (формулирование цели занятия, подбор средств достижения цели совместно с детьми)

     Вы уже поняли, о ком мы будем говорить сегодня? Что вам известно о птицах?

Какие виды птиц существуют? (перелетные, зимующие, домашние, дикие).

Ещё есть птицы, которые могут летать, а есть те, которые не могут. Назовите их.

Хотите узнать о необычных птицах? Некоторые из них не умеют летать.

  1. Исполнительский этап (просмотр презентации о нелетающих птицах, работа с книгой)

2 слайд Страус нелетающая птица. Живет в Африке.

Прожорливый Страус кричит на бегу:

- Со скоростью ветра я бегать могу!

Но я не умею, однако, летать.

Об этом приходится только мечтать.

Летают и мыши, и рыбы, и белки,

Летают лягушки и даже тарелки!

А я, к сожаленью, друзья, не летаю,

Хотя в облаках ежедневно витаю.

3 слайд Африканский страус – самая крупная птица в мире, но его короткие крылья совершенно не приспособлены для полёта.

4 слайд Зато он – замечательный бегун и обжора. Страус питается семенами, побегами, плодами. И вообще охотно глотает всё, что попадается ему на глаза: камни, гвозди, осколки стекла, куски древесины и металла.

5 слайд Проглоченный мусор, однако, не мешает ему развивать скорость до 70 км/ч.

6 слайд Гагара – летающая птица (обитают на материках Европа, Азия и Северная Америка)

На сушу Гагара почти не выходит,

Загадочный берег её не манит.

То громко смеётся, то песню заводит,

То каркает даже, то плачет навзрыд.

Однажды Гагара призналась Баклану:

- Ходить по земле никогда я не стану.

Без устали плавать могу под водой –

Готова, дружок, состязаться с тобой!

7 слайд В искусстве плавать под водой с гагарой могут сравниться немногие. Охотясь за рыбой, она способна находиться под водой несколько минут.

8 слайд Зато на суши гагара беспомощна. Она буквально ползает, а не ходит. Да и взлететь с земли не может. Поэтому гнёзда устраивают у самого берега, близко к воде.

9 слайд И родителям удобно, и птенцам, которые с первых дней жизни начинают плавать.

10 слайд Зимородок (обитают на материках Евразия, Африка, Австралия и Южная Америка)

Ну какая будет птица

У реки в норе ютится,

С высоты бросаться в воду

И в жару, и в непогоду?

Спору нет, что Зимородок –

Настоящий самородок

И прекрасный рыболов!

Ест на веточке улов.

11 слайд Эту птичку легко узнать по яркому оперению и длинному клюву. У реки или у ручья, на крутом обрыве можно увидеть нору зимородка.

12 слайд И хотя он не плавает, жить без воды не может. Зимородок охотится на маленьких рыбёшек. Летая низко над рекой, он вдруг стремительно бросается в воду и через минуту уже сидит на камушке или коряге, держа в клюве добычу.

13 слайд Колибри (обитают на материках Северная, Южная и Центральная Америка)

Колибри весь день собирала пыльцу,

Но день непременно подходит к концу.

Спешит накормить добродушных птенцом:

Забавных двойняшек, смешных близнецов.

А кто-нибудь видел колибри-отца?

Семью защищает с отвагой бойца!

14 слайд Колибри – самая маленькая птица в мире. Питается она нектаром цветов и мелкими насекомыми. Трудно поверить, что в день птичка съедает пищи в два раза больше собственного веса.

15 слайд Её оперение сверкает всеми цветами радуги. Защищая гнездо, колибри летит на врага, как стрела, пущенная из лука. Её основное оружие – острый клюв.

16 слайд Куриный гусь (среда обитания куриного гуся — Южная Австралия и остров Тасмания)

Наука не терпит обиды –

Гусей поделили на виды.

Их список достаточно длинный:

Гусь Горный….

Но есть и Куриный.

Судить я о том не берусь,

Похож ли на курицу гусь.

Смеяться над птицей нельзя,

Пока не увидел гусЯ.

А может быть всё-таки гУся?

Судить я о том не беруся!

17 слайд Куриный гусь – житель Австралии. Назван так благодаря загнутому книзу клюву, похожему на куриный. Этим, однако, сходство на ограничивается: подобно курице, странный гусь не любит воду. Только в крайних случаях пускается в плавание, да и то неохотно. Зато на суше чувствует себя превосходно. 

 

Физминутка. Предлагаю вам сделать небольшой перерыв и размяться. Я буду называть птиц, а вы внимательно слушайте. Если птица умеет летать, то вы должны махать руками, а если нет — приседать (страус – не летает, колибри – летает, курица – не летает, лебедь – летает (и плавает), зимородок – летает, гагара – летает (и плавает), воробей – летает, ворона – летает, куриный гусь – летает, сова – летает, пингвин – не летает (плавает).

Молодцы всё верно выполнили.

 

     А теперь, с помощью нашей необыкновенной книги и планшета мы можем оживить птиц, о которых сегодня говорили (работа с планшетами и книгой).

 

Закрепление. 18, 19, 20 слайды Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну знаний. Кто же был главным героем нашего путешествия? Кто из участников запомнился вам больше всего? Давайте взглянем на экран и сыграем в игру «Четвёртый лишний».

Зрительная гимнастика.  Сегодня мы много работали, и наши глаза устали. Давайте дадим им отдохнуть и выполним несколько упражнений для глаз.

Итог. -21 слайд  С кем сегодня знакомились? (птицы летающие и не летающие)

- Назовите не летающих птиц. Какая птица самая большая? Какая самая маленькая?

 А вы запомнили где эти птицы живут?

Давайте рассмотрим карту с материками и распределим птиц по их местам обитания.

Ссылка на презентацию на яндекс диске

https://disk.yandex.ru/i/9XlX_oqBqHN95Q 

Используемые источники:

  1. https://urok.1sept.ru/articles/659683
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/04/12/konspekt-zanyatiya-ptitsy-podgotovitelnaya-gruppa
  3. «Необыкновенна книга об удивительных животных» автор Елена Лаврентьева

Иллюстрации для презентации были взяты из открытых источников в сети Интернет

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 95
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.