Авторское пособие «Я выбираю»

  пн., 31.03.2025

Авторы:

Кузьмина Оксана Владимировна, старший воспитатель высшей квалификационной категории

Носова Анна Вадимовна, воспитатель первой квалификационной категории

Потанина Анастасия Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ ЦРР – детский сад №158 города Тюмени

Авторское дидактическое пособие  «Я выбираю» учит детей делать выбор деятельности в соответствии с интересами и потребностями, доводить начатое дело до конца, нести ответственность за результат.

 

Целью данного пособия является создание условий для развития произвольности в деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности.

Авторское пособие  «Я выбираю», способствует решению следующих задач:

  1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение делать выбор, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
  2. Учить детей анализировать результат своей деятельности;
  3. Развивать коммуникативные навыки у детей.

Методическая разработка «Я выбираю», - это средство организации самостоятельной активности детей, основанный на принципе личностно-ориентированного подхода. Такой подход предполагает развитие самостоятельности, активности и инициативности у ребенка, и позволяет детям принимать решения и выбирать вид деятельности без навязывания мнения со стороны взрослых. Педагоги помогают детям в этом процессе, организуя различные центры активности и предоставляя необходимые материалы для развития.

Пособие «Я выбираю» представляет собой четырёхугольную призму на вращающейся основе, имеющую 4 тематические грани.

Первая грань: «Моя роль сегодня».

На данной грани представлены фотографии детей, знаки-символы, обозначающие «роль» ребенка на текущий день: кулинарный командир, аналитик посещаемости, хранитель книжных тайн, мастер здоровья, интеллект-менеджер, страж природы, дежурный по счастью, поведенческий патруль. Под каждым знаком-символом расположена липучка, на которую ребенок прикрепляет свою фотографию и в течении дня выполняет действия, соответствующие выбранной роли. При необходимости педагог напоминает о действиях соответствующих выбранной роли, в конце дня, на вечернем круге, проходит рефлексия, на которой уточняется: что было легко, какие сложности возникали, что помогло найти решение.

Вторая грань «Наша прогулка».

На данной грани представлены карточки с изображением видов наблюдений: природные явления, растения, животные, насекомые, объекты окружающей действительности. Карточки с изображением подвижных игр. Педагог заранее подбирает карточки с изображением подвижных игр для голосования, в зависимости от решаемых задач. Ребята совместно с воспитателем выбирают деятельность на прогулке: подвижная игра, объект наблюдения. Выбор проводится голосованием с помощью «лайков» на липучках, в выборе участвует каждый присутствующий ребенок. Ребенок, утром выбравший роль «аналитика посещаемости», подводит итог голосования.

Третья грань «Я сегодня выбираю».

На данной грани расположены обозначения центров детской активности, которые дети могут выбирать: познание, художественное творчество, театрализованная деятельность, двигательная активность, конструирование, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование. Педагог определяет количество детей, которое может находиться в каждом центре активности одновременно, в зависимости от решаемых задач.  Напротив, обозначений с центрами активности – «карман», в котором дети, после выбора, размещают свою картинку (как на шкафчике).

На вечернем круге, проходит рефлексия: что нового я узнал, какие возникали сложности, как я их решал, чем планирую заниматься завтра.

Четвертая грань «Всей семьей».

На данной грани представлены символы этапов реализации семейных проектов:

- думаю (на этом этапе ребенок размещает свою фотографию);

- возникла идея (ребенок схематично зарисовывает идею проекта);

- подготовка к презентации идеи (ребенок перемещает бусину);

- продукт проекта (на этом этапе размещается фотоотчет о проекте).

Презентация семейных проектов проходит каждую пятницу, таким образом, в течении года, каждая семья имеет возможность представить свой проект.

Авторское пособие  «Я выбираю» способствует развитию у детей умения самостоятельно ставить задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи и вопроса, добиваться результата и анализировать его.

Список литературы

1. Костенко Т.А. Наблюдение субъектности смотреть и видеть – М.: Большой Поток, 2021.-84 с.

2. Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в развивающей предметно-пространственной среде ДОО // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

3. Миркес М.М. Оптика субъектности - М.: Большой Поток, 2021.-64 с.

4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. -256 с.

5.Фотографии из архива педагога МАДОУ д/с№158 города Тюмени Потаниной А.А.

 

 Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  № 0021564, 0021565, 0021566

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 100
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.