Стендбук — экотропа «Защитники природы» |
вс., 09.02.2025 |
Авторы:
Дёмина Анастасия Алексеевна
Некля Надежда Сергеевна
воспитатели МБДОУ"ДС"Василёк"
ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале
Природа — один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, так как именно в детстве закладываются основы отношения к окружающему миру. Формирование экологической культуры у детей — это не только способ воспитания бережного отношения к природе, но и важный шаг в развитии личности, способной осознавать свою ответственность за сохранение окружающей среды. В условиях современного мира, где экологические проблемы становятся всё более острыми, важно с ранних лет прививать детям понимание ценности природы и необходимости её защиты.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру. Развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней. Воспитание у ребёнка культуры природолюбия, которая включает в себя не только знания о природе, но и умение взаимодействовать с ней, сохранять её богатства для будущих поколений.
Задачи:
- Образовательные:
- Дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины. Показать неповторимость, величие, силу и красоту природы через непосредственное взаимодействие с ней.
- - Расширить кругозор детей, познакомив их с экосистемами, природными явлениями и взаимосвязями в природе.
- - Познакомить детей с Красной книгой и редкими видами животных и растений, объяснить важность их сохранения.
- Развивающие:
- Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, осознания общечеловеческой ценности природы.
- Развивать творческие способности детей через участие в экологических проектах, создание поделок, рисунков и других творческих работ.
- Формировать навыки наблюдения, анализа и критического мышления через изучение природных процессов и явлений.
- Воспитательные:
- Помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.
- Воспитывать чувство ответственности за свои действия по отношению к природе.
- Формировать экологическую культуру, включающую бережное отношение к ресурсам, умение сортировать мусор и понимание важности устойчивого развития.
Реализация проекта
Для реализации проекта был создан стендбук — экотропа «Защитники природы», который размещён в фойе детского сада. Это позволяет сделать экологическое воспитание доступным не только для дошкольников, но и для их родителей. Уголок экотропы стал местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они могут максимально проявить активность и самостоятельность.
В проекте используются сказочные герои — эколята, которые помогают детям в изучении природы. Каждый герой выполняет свою роль:
- Шалун — учит детей весело играть и взаимодействовать с природой.
- Умница — помогает детям читать книги и узнавать новое о природе.
- Елочка и Тихоня — проводят эксперименты и игры, которые помогают детям лучше понять окружающий мир.
Структура экотропы:
Экотропа состоит из нескольких частей, каждая из которых направлена на решение определённых задач:
- Информационный стенд — здесь размещены материалы о проекте «Защитники природы» для педагогов и родителей. Взрослые могут отсканировать QR-код и получить полную информацию о проекте и мероприятиях эколят.
2. Карта движения — дети получают карту, которая помогает им путешествовать от одного сказочного героя к другому. На каждой остановке их ждут интересные задания.
3. Многофункциональный природный макет — позволяет детям изучить строение муравейника, жизнь животных в лесу, увидеть норки животных под землёй, а также познакомиться с подводным миром.
4. Макет дерева дуба — здесь дети могут познакомиться с живой и неживой природой, используя круги Луллия. Также они узнают, «Когда земля радуется» и «Когда земля грустит», раскладывая лепестки книг в форме планеты. Макет дерева с изображением птиц — дети могут не только познакомиться с различными видами птиц, но и послушать их пение, используя сканер на телефоне и QR-коды.
5.Книжка-раскладушка— знакомит детей с временем разложения мусора, что помогает им понять важность сортировки и переработки отходов. Сортировка мусора — Шалун учит детей сортировать мусор, используя картинки с изображением отходов и контейнеры разных цветов.
6. Красная книга ЯНАО — Умница знакомит детей с редкими видами животных и растений, занесённых в Красную книгу.
Преимущества проекта:
- Интерактивность: Дети активно участвуют в процессе обучения, выполняя задания, играя и экспериментируя.
- Доступность: Материалы экотропы легко снимаются и меняются, что позволяет адаптировать стендбук под разные тематические занятия.
- Многофункциональность: Экотропа может использоваться для проведения различных мероприятий, таких как экологические праздники, викторины и конкурсы.
- Связь с программой: Знания, которые дети получают на экотропе, тесно связаны с программным материалом, что помогает расширять и углублять их знания.
Заключение
Проект экотропы «Защитники природы» — это не только способ экологического воспитания, но и возможность для детей развивать свои творческие способности, учиться взаимодействовать с природой и осознавать свою роль в её сохранении. Через игры, эксперименты и творческие задания дети учатся бережно относиться к окружающему миру, что является важным шагом на пути к формированию экологически ответственного поколения.
Мы надеемся, что этот проект вдохновит детей и их родителей на активное участие в защите природы и поможет им осознать, что каждый из нас может внести свой вклад в сохранение нашей планеты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 107 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999.
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021369, 0021370
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf