Стендбук — экотропа «Защитники природы»

  вс., 09.02.2025

Авторы:

Дёмина Анастасия Алексеевна

Некля Надежда Сергеевна

воспитатели МБДОУ"ДС"Василёк"

ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале

Природа — один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, так как именно в детстве закладываются основы отношения к окружающему миру. Формирование экологической культуры у детей — это не только способ воспитания бережного отношения к природе, но и важный шаг в развитии личности, способной осознавать свою ответственность за сохранение окружающей среды. В условиях современного мира, где экологические проблемы становятся всё более острыми, важно с ранних лет прививать детям понимание ценности природы и необходимости её защиты.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру. Развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней. Воспитание у ребёнка культуры природолюбия, которая включает в себя не только знания о природе, но и умение взаимодействовать с ней, сохранять её богатства для будущих поколений.

Задачи:

  • Образовательные: 
  1. Дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины. Показать неповторимость, величие, силу и красоту природы через непосредственное взаимодействие с ней. 
  2. - Расширить кругозор детей, познакомив их с экосистемами, природными явлениями и взаимосвязями в природе. 
  3. - Познакомить детей с Красной книгой и редкими видами животных и растений, объяснить важность их сохранения. 
  • Развивающие:
  1. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, осознания общечеловеческой ценности природы. 
  2. Развивать творческие способности детей через участие в экологических проектах, создание поделок, рисунков и других творческих работ. 
  3. Формировать навыки наблюдения, анализа и критического мышления через изучение природных процессов и явлений. 
  • Воспитательные:
  1. Помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека. 
  2.  Воспитывать чувство ответственности за свои действия по отношению к природе. 
  3. Формировать экологическую культуру, включающую бережное отношение к ресурсам, умение сортировать мусор и понимание важности устойчивого развития. 

Реализация проекта

Для реализации проекта был создан стендбук — экотропа «Защитники природы», который размещён в фойе детского сада. Это позволяет сделать экологическое воспитание доступным не только для дошкольников, но и для их родителей. Уголок экотропы стал местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они могут максимально проявить активность и самостоятельность. 

В проекте используются сказочные герои — эколята, которые помогают детям в изучении природы. Каждый герой выполняет свою роль: 

  • Шалун — учит детей весело играть и взаимодействовать с природой. 
  • Умница — помогает детям читать книги и узнавать новое о природе. 
  • Елочка и Тихоня — проводят эксперименты и игры, которые помогают детям лучше понять окружающий мир. 

Структура экотропы:

Экотропа состоит из нескольких частей, каждая из которых направлена на решение определённых задач: 

  1. Информационный стенд — здесь размещены материалы о проекте «Защитники природы» для педагогов и родителей. Взрослые могут отсканировать QR-код и получить полную информацию о проекте и мероприятиях эколят.

2. Карта движения — дети получают карту, которая помогает им путешествовать от одного сказочного героя к другому. На каждой остановке их ждут интересные задания. 


3. Многофункциональный природный макет — позволяет детям изучить строение муравейника, жизнь животных в лесу, увидеть норки животных под землёй, а также познакомиться с подводным миром.

 

4. Макет дерева дуба — здесь дети могут познакомиться с живой и неживой природой, используя круги Луллия. Также они узнают, «Когда земля радуется» и «Когда земля грустит», раскладывая лепестки книг в форме планеты.  Макет дерева с изображением птиц — дети могут не только познакомиться с различными видами птиц, но и послушать их пение, используя сканер на телефоне и QR-коды.

5.Книжка-раскладушка— знакомит детей с временем разложения мусора, что помогает им понять важность сортировки и переработки отходов.  Сортировка мусора — Шалун учит детей сортировать мусор, используя картинки с изображением отходов и контейнеры разных цветов.

 

6. Красная книга ЯНАО — Умница знакомит детей с редкими видами животных и растений, занесённых в Красную книгу. 

Преимущества проекта:

  • Интерактивность: Дети активно участвуют в процессе обучения, выполняя задания, играя и экспериментируя. 
  • Доступность: Материалы экотропы легко снимаются и меняются, что позволяет адаптировать стендбук под разные тематические занятия. 
  • Многофункциональность: Экотропа может использоваться для проведения различных мероприятий, таких как экологические праздники, викторины и конкурсы. 
  • Связь с программой: Знания, которые дети получают на экотропе, тесно связаны с программным материалом, что помогает расширять и углублять их знания. 

Заключение

Проект экотропы «Защитники природы» — это не только способ экологического воспитания, но и возможность для детей развивать свои творческие способности, учиться взаимодействовать с природой и осознавать свою роль в её сохранении. Через игры, эксперименты и творческие задания дети учатся бережно относиться к окружающему миру, что является важным шагом на пути к формированию экологически ответственного поколения. 

 Мы надеемся, что этот проект вдохновит детей и их родителей на активное участие в защите природы и поможет им осознать, что каждый из нас может внести свой вклад в сохранение нашей планеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 107 с.
  3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999.

 

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  № 0021369, 0021370

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 152
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.