Дидактическое пособие «Дерево сезонов «Времена года»

  вс., 05.01.2025

Автор:

Богатырева Галина Михайловна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 90 города Тюмени

Дидактическое пособие предназначено для знакомства детей с сезонными изменениями в природе и временами года.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о смене времён года.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями каждого времени года, его основными признаками.
  • Объяснить цикличность и периодичность смены сезонов.
  • Развивать сенсорное восприятие.
  • Стимулировать творческую активность детей.
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Дидактическое пособие представляет собой уникальное средство для развития детей. Оно может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с дидактическим пособием направлена на достижение нескольких важных целей:

  • Закрепление знаний детей об окружающем мире.

Пособие помогает детям лучше понять и запомнить информацию о различных объектах и явлениях окружающего мира. Это способствует формированию у детей целостной картины мира и развитию их познавательной активности.

  • Изучение характерных признаков времён года.

Дети могут изучать сезонные изменения в природе, учиться различать времена года по их характерным признакам. Это помогает им лучше понимать природные процессы и развивает их наблюдательность.

  • Повышение уровня развития речи.

Работа с пособием способствует развитию речи детей, обогащению их словарного запаса и формированию грамматических навыков. Дети учатся формулировать свои мысли и выражать их ясно и точно.

  • Активизация мыслительных процессов

Пособие стимулирует мыслительные процессы детей, развивает их логическое мышление, внимание и память. Дети учатся анализировать информацию, делать выводы и принимать решения.

Кроме того, пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов. Дети могут придумывать истории, сказки и игры, используя элементы пособия. Это способствует развитию их воображения, креативности и эмоциональной сферы.

Дидактическое пособие доступно и безопасно в использовании. Оно изготовлено из качественных материалов, которые не вызывают аллергии и не представляют опасности для здоровья детей. Пособие легко моется и дезинфицируется, что обеспечивает его гигиеничность и долговечность.

Дидактическое пособие изготовлено из фанеры в виде дерева и размещено на круглом фанерном основании.

Пособие представляет собой наглядный материал, на котором изображены четыре стороны, каждая из которых соответствует одному из времен года: весне, лету, осени и зиме.

Пособие имеет яркий и привлекательный дизайн, который сразу обращает на себя внимание детей. Крона дерева и основание – лужайка под деревом изготовлены из цветных фотоматериалов, соответствующих сезону. Это позволяет детям изучать сезонные изменения в природе, учиться различать времена года по их характерным признакам. Дети могут наблюдать, как меняется цвет листьев на дереве, какие цветы и плоды появляются в разные сезоны.

Распечатанные на бумаге материалы заламинированы, что обеспечивает их долговечность и сохранность. Они прикреплены к основанию с помощью клея в случае несъёмных материалов и круглых липучек для съёмных элементов.

Съёмные элементы, такие как соцветия, плоды, цветы, орехи, грибы, ягоды, фигуры животных и птиц, скворечник, кормушка, снежинки, позволяют детям активно взаимодействовать с пособием. Они могут снимать и прикреплять эти элементы, создавая различные тематические сюжеты. Это способствует развитию их воображения, креативности и эмоциональной сферы.

Зимняя природа

Дерево и кусты у его основания покрыты снегом, а растения на поляне под деревом – инеем и частично засыпаны снегом. Это позволяет детям изучать особенности зимнего сезона, учиться различать характерные признаки этого времени года. Дети могут наблюдать, как выглядит природа зимой, какие животные и птицы остаются зимовать.

Съёмные элементы, такие как снежинки, расположенные между ветвями, кормушка для таких птиц как снегирь, свиристель, воробей, синица, заяц в зимней шубе и медведь, спящий в берлоге, позволяют детям активно взаимодействовать с пособием.

Весенний пейзаж

Сезон весны изображается через дерево с зелеными листьями и съёмными соцветиями яблони. Рядом с деревом кусты покрыты белыми цветами. Под деревом на поляне растут первоцветы. К съёмным элементам относятся яблоневые соцветия, подснежники, бабочка, а также птицы: журавль в гнезде, скворец и скворечник. 

Летний период

Лето показывается через дерево с зелеными листьями и съёмными зелеными яблоками. Кусты рядом также украшены зеленой листвой. На поляне под деревом растет земляника. Съёмные детали включают зеленые яблоки, куст земляники, зайца в летней серой шубке и пятнистого оленя. 

Осенняя пора

Осень представлена деревом с желто-красными листьями и съёмными красными яблоками. Кусты рядом покрыты желтой листвой. На поляне под деревом зеленая трава усыпана желтыми листьями. Съёмные элементы – это красные яблоки, грецкий орех, сосновая шишка, съедобные (белые грибы) и несъедобные (мухоморы) грибы, а также ёж и белка.

Дидактические игры, разработанные для дидактического пособия «Дерево сезонов «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра направлена на развитие у детей навыков идентификации сезонов, расширение их словарного запаса и улучшение речевых навыков. Данная игра может быть использована как в групповых, так и в индивидуальных занятиях, что делает её универсальным инструментом для воспитателей.

Цель игры: учить детей определять время года на основе визуальных примеров, а также связывать свои ощущения и знания с конкретными признаками, характерными для каждого сезона. Это не только помогает развивать наблюдательность, но и формирует умение аргументировать свой выбор, что является важным аспектом речевого развития.

Для проведения игры необходимо пособие – «Дерево сезонов». Также понадобятся картинки, иллюстрирующие характерные признаки каждого сезона: цветущие деревья для весны, солнечные пляжи для лета, падающие листья для осени и снежные пейзажи для зимы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленные картинки. Затем каждый ребенок выбирает понравившуюся ему иллюстрацию и размещает её в соответствующем месте у подножия «Дерева сезонов». Этот этап игры развивает у детей не только творческое мышление, но и умение работать в команде.

После того как все дети разместят свои картинки, начинается обсуждение. Воспитатель задает вопросы, направленные на анализ: «Подходит ли эта иллюстрация к выбранному времени года?», «Какие признаки указывают на то, что это именно зима или лето?», и так далее. Это обсуждение является ключевым моментом игры, так как оно способствует развитию критического мышления и умения выражать свои мысли.

Таким образом, игра «Времена года» представляет собой не только увлекательное занятие, но и эффективный метод обучения, который сочетает в себе визуальные и вербальные элементы. Она помогает детям не только запомнить признаки сезонов, но и научиться логически рассуждать, делая процесс образования более интерактивным и интересным.

Дидактическая игра «Угадай время года»

Дидактическая игра способствует развитию у детей навыков определения времен года через использование поэтических текстов.

Цель игры: учить детей распознавать характерные признаки каждого времени года, а также развивать их языковые способности и креативное мышление.

Ход игры: воспитатель заранее подготавливает стихотворные загадки, в которых описаны особенности и атрибуты каждого времени года. Например, весна может быть охарактеризована цветением цветов, теплым солнцем и пробуждением природы, тогда как зима ассоциируется со снегом, морозом и зимними забавами. Важно, чтобы загадки были разнообразными и отражали как общепринятые, так и менее известные аспекты каждого сезона.

Во время игры воспитатель зачитывает загадки громко и четко, создавая атмосферу увлечения и интереса. Дети, в свою очередь, внимательно слушают, анализируя подсказки, и пытаются отгадать, о каком времени года идет речь. Это способствует не только развитию слухового восприятия, но и навыков работы в команде, так как дети могут обсуждать ответы между собой.

Также можно внедрить элементы соревнования. Например, за правильный ответ дети могут получать баллы или наклейки, что создаст дополнительную мотивацию. Важно отметить, что данная игра подходит для детей разных возрастных групп, поскольку стихи можно адаптировать по сложности. В результате, игра «Угадай время года» не только развивает познавательные навыки, но и прививает любовь к литературе и поэзии, что является неотъемлемой частью общего развития ребенка.

Дидактическая игра «Придумаем рассказ или сказку»

Дидактическая игра представляет собой эффективный метод обучения, направленный на развитие творческих способностей детей.

Цель игры: формировать умение составлять небольшие рассказы или сказки, которые отражают личное восприятие мира. Важным аспектом является также закрепление знаний о признаках времён года, что способствует расширению кругозора и улучшению навыков наблюдения.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать одно из четырёх времён года: весну, лето, осень или зиму. Этот выбор становится отправной точкой для создания уникального произведения. После выбора времени года воспитатель может задать вопросы, которые помогут ребенку вспомнить характерные черты выбранного сезона: какие это могут быть природные явления, какие изменения происходят в жизни животных и растений, как меняется настроение людей. Например, весна может ассоциироваться с пробуждением природы, цветением первых цветов и радостью, тогда как зима – с заснеженными пейзажами и праздниками.

После обсуждения вопросов воспитатель предлагает ребенку начать рассказывать свою историю. Это может быть как вымышленная сказка о приключениях животных, так и реальная история о том, как ребенок провёл время в определённый сезон. Важно, чтобы ребенок чувствовал свободу в выборе сюжета и мог выразить свои мысли и чувства. Воспитатель может поддерживать и направлять, задавая уточняющие вопросы, что поможет ребенку глубже развить сюжет и проработать детали.

Каждый рассказ или сказка могут быть записаны или рассказаны вслух, что также способствует развитию речевых навыков. В конце игры можно организовать обсуждение, где дети поделятся своими произведениями. Это создаст атмосферу взаимопомощи и поддержки, а также позволит каждому ребенку почувствовать свою значимость. Игра «Придумаем рассказ или сказку» не только развивает креативность, но и формирует у детей уверенность в своих способностях, что является важным аспектом их общего развития.

Дидактическая игра «Угадай, что изменилось?»

Дидактическая игра представляет собой эффективный метод обучения, направленный на развитие таких важных навыков, как память, внимание и речь у детей. Эта игра идеально подходит для детей, так как она сочетает в себе элементы развлечения и познания.

Цель игры: учить детей запоминать различные элементы, характерные для сезона, анализировать изменения в окружающей среде.

В ходе игры используются яркие и наглядные картинки с изображением элементов, типичных для весны, лета, осени или зимы, таких как цветы, листья, снежинки или солнечные лучи. Это создает у детей ассоциации с определенной порой года, что усиливает их знания о природе и времени года.

Ход игры: воспитатель выкладывает элементы перед детьми, предоставляя им время для запоминания. Затем, когда дети отворачиваются, воспитатель быстро и незаметно заменяет один из элементов на другой. После этого дети поворачиваются обратно и должны определить, что именно изменилось. Эта часть игры развивает не только память, но и критическое мышление, так как дети должны проанализировать все элементы, чтобы найти отличия.

Такой подход к обучению делает процесс увлекательным и интересным. Дети развивают свои наблюдательные способности, учатся работать в команде, а также укрепляют свои навыки общения, обсуждая изменения с другими участниками игры. Кроме того, игра может быть адаптирована под разные уровни сложности, что позволяет использовать ее на занятиях с детьми разных возрастов и с различным уровнем подготовки.

Таким образом, игра «Угадай, что изменилось?» является не только развлекательным мероприятием, но и полезным инструментом для формирования у детей важных навыков, необходимых в дальнейшей учебе и жизни.

  «Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0021289

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 60
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.