Методическое пособие «Мозаика взаимодействия»

  сб., 24.08.2024

Автор:

Шаминская Светлана Михайловна,

учитель-логопед

МБДОУ «Светлячок» города Губкинский, ЯНАО

Аннотация

В  пособии представлены совместные занятия пропедевтического периода с родителями и детьми младшего дошкольного возраста, которые имели значительный успех в речевом развитии воспитанников, в формировании доброжелательного отношения в семье и урегулирования взаимопонимания всех участников образовательного процесса.

Методическое пособие «Мозаика взаимодействия» - это пример взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста на этапе пропедевтического - подготовительного периода в речевом развитии детей.

Данное пособие может быть использовано узкими специалистами и воспитателями и способствовать расширению системы тесного плодотворного взаимодействия всех специалистов детского сада и родителей.

Первый подготовительный этап - это этап накопления и систематизация опыта

1-й этап — подготовительный этап:

1.  Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

2.  Анкетирование родителей

3.  Разработка  перспективного планирования  по взаимодействию с родителями воспитанников с использованием  инновационных   форм работы по направлениям:

  • методическое: (проекты, участие в педсоветах, проведение занятий).
  • психолого-педагогическое: (консультации, досуговые (совместные) мероприятия и т.д.).
  • диагностическое: (анкеты, опросы).
  • практическое: (портфолио:  детские и групповое, конкурсы, мастер-классы  и т.д.).

Четыре занятия актуальны в насыщенном воспитательном процессе детского сада, которые проводились вечерами в октябре, ноябре месяце.

Актуальность

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности детей приобретает все большее значение в нашей жизни. Организация познавательного развития детей с раннего дошкольного возраста путем решения поисковых задач позволяет педагогу систематизировать знания дошкольников из разных образовательных областей, формировать у них умственную активность, развивать познавательный интерес, способность самостоятельно делать выводы. Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.

 Многие учёные, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей, неоднократно указывали их трудности в овладении словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Учитывая важность развитие речи ребёнка на современном этапе, и отсутствие элементарных умений общения его со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности.

В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. 

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Ведущая идея: создание условий для развития связной речи воспитанников в совместной деятельности детей и родителей, активизация речевого общения, выражения своих мыслей без специальных затрат: материальных и энергетических.

Благоприятные условия воспитания ребёнка и усвоения им звуковой системы языка будут  закреплять навык правильного звукопроизношения, становления интонационной структуры речи, умения передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.

Для родителей это прекрасный шанс с пользой организовать досуг своего ребёнка в семье.

Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья даёт ребёнку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания, и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность.

Цель и задачи, решаемые в ходе работы

Цель: Создание условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста, их познавательного развития , привлечение родителей к совместной деятельности семьи и детского сада, способствующей развитию речи ребёнка и личности в целом.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей начиная с  младшего дошкольного возраста
  2. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребёнка.
  3. Создавать условия для просвещения родительского сообщества.
  4. Развивать  речь  детей  как  средство  общения. 

  У педагогов и родителей единые цели и задачи. При взаимодействии работы педагога с семьёй нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Занятие №1

Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама-папа-ребенок).      

Задачи:

Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри.

1 задание

Саморегуляция. Родители и ребёнок идут по массажной дорожке: движение сопровождаются речью мамы или папы: ТОП-ТОП! Станем на  на кочки: «Держись!», удерживаем равновесие и считаем до 5.

2 задание (один - много, картинки: домашние животные)

Говорит мама:  Я вижу: это собака…  а это собаки…    (мама показывает предментные картинки): Где собака?, Где собаки?..:   Ребёнок: показывает ответ, родители активно помогают. «Вот собака, а вот собаки,,».

Мама: где…собака?, ребёнок - вот собака;

Мама: где собаки? Ребёнок - Вот собаки!.

3 задание используем учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

МАМА: Давай построим дом. (Открывает коробку). Кому будем строить дом?

Ребёнок называет домашнее животное по своему выбору.

Мама спрашивает:Как зверь  говорит? …..

 Строим дом: «Дай мне. круглую деталь; дай мне треугольную и т. д.»

Кому построили дом?- ответ ребёнка.

4 задание. Педагог-психолог.Сортировка по форме и по цвету.

Педагог-психолог:« Давай построим дорожки из кружочков жёлтого цвета и т.д. Нравится эта дорожка твоему другу? Что он будет делать на ней?».

5 задание

Развитие мелкой моторики. Работа с пластилином (залепи заплатки на картинке).

Занятие №2

Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама- папа-ребенок).

1 задание

Саморегуляция: идем по дорожке: ТОП-ТОП

и затем станем на кочки, удерживаем равновесие. Считаем до 5.

2 задание

Развитие Фонематического восприятия.

Мы идем пока звучит бубен. Бубен молчит – стоп, обнимаем маму.

3 задание

Нейропсихологическая игра: «Попробуй повтори». Повтори движения за мамой или папой.

4 задание (один - много)

Говорит мама: показываем картинку: кот, а где – КОТЫ и т.д.

Я вижу: кота…  , а где коты? Ребёнок: вот коты...и т.д..

5 задание Педагог-психолог. Собери картинку. Используем пазлы.

6 задание. Мячик (мячик из пенопласта и дерева) в воде. Подуй на него. (Всю подготовку проводят родители, озвучивая действия: воду наливаем – буль-буль, шарик бросаю: буль-буль, дуем)

Занятие №3

Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама-папа-ребёнок).

1 задание Послушай и смастери сказку!

Розданы сюжетные картинки сказки «Мышка и карандаш».

Просматриваем заламинированные сюжетные картинки сказки.  Обводим фломастером, сюжетные моменты сказки. Таким образом, знакомимся со сказкой. Буклеты со сказкой забирают родители домой, чтобы прочитать её детям.

2 задание. Арт-терапия. Игра с песком.

У каждого участника  чаши с песком.

Найди , что спрятано? Кто (или что) это? - смотри мышка!!А это - кошка?

3 задание

Игра с песком. Педагог-психолог: «Испечём пирог и украсим его камушками».

4 задание.

Логоритмика с мамой.

Пи-пи-пи, пищала мышка,-Дети выполняют движения,

При повторе - проговаривают звукосочетания.

Кошка на охоту вышла! Выполняют ритмические хлопки ладонями по плечам, руки скрещены.

Норку я свою ищу.

Щу-щу-щу-, щу-щу-щу.  Ритмично постукивают по коленям.

Кошка притворилась доброй.

Мур-мур-мур, - она поёт. Потирают ладонь о ладонь.

Нет-нет-нет, пищит мышонок.

К кошке в лапы не идёт.  Покачивают головой.

Занятие №4

Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама-папа-ребенок).

1 задание. Общая артикуляционная гимнастика.

2 задание. Какая фигура в мешочке. Треугольник или квадрат? Изучаем фигуры.  Затем находим в мешочке определённую фигуру по заданию логопеда.

3 задание. Игра на развитие речевого выдоха. «Подуй на горячий пирожок». Дуем на приготовленное дидактическое пособие, напоминающее вертушку. Выполняется задание с родителями.

4 задание Арт-терапия. Игры с песком. Рисуем кисточкой.

Для детей - активное взаимодействие повысило речевую мотивацию.  К концу учебного года отмечалась положительная динамика в речевом развитии.                 

У  родителей - повысилась компетентность в вопросах речевого развития своих детей, сознательность и ответственность.

Для специалистов - эта и последующие формы взаимодействия способствовали повышению профессионализма, стремлению к самообразованию, обогащению методического оснащения, а так же возможности  раннего выявления речевых нарушений у детей и оказание своевременной помощи. 

Используемая литература:

  1. Круогла Е. Интерактивное пособие «Я вижу...» 2024г. - 48с.
  2. Микерина А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 / 1 (4)18 УДК 372: 378
  3. Нейропсихологическая игра «Посмотри и повтори» Дрофа Медиа, 2023 г.

Интернет ресурсы:

  1. https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C#fpstate=ive&vld=cid:6c3e681b,vid:8O-Q-B2YCwA,st:0
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/logoritmicheskie-uprazhnenija-416038.html

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011907

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 48
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.