Методическое пособие «Мозаика взаимодействия» |
сб., 24.08.2024 |
Автор:
Шаминская Светлана Михайловна,
учитель-логопед
МБДОУ «Светлячок» города Губкинский, ЯНАО
Аннотация
В пособии представлены совместные занятия пропедевтического периода с родителями и детьми младшего дошкольного возраста, которые имели значительный успех в речевом развитии воспитанников, в формировании доброжелательного отношения в семье и урегулирования взаимопонимания всех участников образовательного процесса.
Методическое пособие «Мозаика взаимодействия» - это пример взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста на этапе пропедевтического - подготовительного периода в речевом развитии детей.
Данное пособие может быть использовано узкими специалистами и воспитателями и способствовать расширению системы тесного плодотворного взаимодействия всех специалистов детского сада и родителей.
Первый подготовительный этап - это этап накопления и систематизация опыта
1-й этап — подготовительный этап:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
2. Анкетирование родителей
3. Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями воспитанников с использованием инновационных форм работы по направлениям:
- методическое: (проекты, участие в педсоветах, проведение занятий).
- психолого-педагогическое: (консультации, досуговые (совместные) мероприятия и т.д.).
- диагностическое: (анкеты, опросы).
- практическое: (портфолио: детские и групповое, конкурсы, мастер-классы и т.д.).
Четыре занятия актуальны в насыщенном воспитательном процессе детского сада, которые проводились вечерами в октябре, ноябре месяце.
Актуальность
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности детей приобретает все большее значение в нашей жизни. Организация познавательного развития детей с раннего дошкольного возраста путем решения поисковых задач позволяет педагогу систематизировать знания дошкольников из разных образовательных областей, формировать у них умственную активность, развивать познавательный интерес, способность самостоятельно делать выводы. Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.
Многие учёные, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей, неоднократно указывали их трудности в овладении словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Учитывая важность развитие речи ребёнка на современном этапе, и отсутствие элементарных умений общения его со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Ведущая идея: создание условий для развития связной речи воспитанников в совместной деятельности детей и родителей, активизация речевого общения, выражения своих мыслей без специальных затрат: материальных и энергетических.
Благоприятные условия воспитания ребёнка и усвоения им звуковой системы языка будут закреплять навык правильного звукопроизношения, становления интонационной структуры речи, умения передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Для родителей это прекрасный шанс с пользой организовать досуг своего ребёнка в семье.
Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья даёт ребёнку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания, и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность.
Цель и задачи, решаемые в ходе работы
Цель: Создание условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста, их познавательного развития , привлечение родителей к совместной деятельности семьи и детского сада, способствующей развитию речи ребёнка и личности в целом.
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей начиная с младшего дошкольного возраста
- Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребёнка.
- Создавать условия для просвещения родительского сообщества.
- Развивать речь детей как средство общения.
У педагогов и родителей единые цели и задачи. При взаимодействии работы педагога с семьёй нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Занятие №1
Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама-папа-ребенок).
Задачи:
Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри.
1 задание
Саморегуляция. Родители и ребёнок идут по массажной дорожке: движение сопровождаются речью мамы или папы: ТОП-ТОП! Станем на на кочки: «Держись!», удерживаем равновесие и считаем до 5.
2 задание (один - много, картинки: домашние животные)
Говорит мама: Я вижу: это собака… а это собаки… (мама показывает предментные картинки): Где собака?, Где собаки?..: Ребёнок: показывает ответ, родители активно помогают. «Вот собака, а вот собаки,,».
Мама: где…собака?, ребёнок - вот собака;
Мама: где собаки? Ребёнок - Вот собаки!.
3 задание используем учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»
МАМА: Давай построим дом. (Открывает коробку). Кому будем строить дом?
Ребёнок называет домашнее животное по своему выбору.
Мама спрашивает:Как зверь говорит? …..
Строим дом: «Дай мне. круглую деталь; дай мне треугольную и т. д.»
Кому построили дом?- ответ ребёнка.
4 задание. Педагог-психолог.Сортировка по форме и по цвету.
Педагог-психолог:« Давай построим дорожки из кружочков жёлтого цвета и т.д. Нравится эта дорожка твоему другу? Что он будет делать на ней?».
5 задание
Развитие мелкой моторики. Работа с пластилином (залепи заплатки на картинке).
Занятие №2
Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама- папа-ребенок).
1 задание
Саморегуляция: идем по дорожке: ТОП-ТОП
и затем станем на кочки, удерживаем равновесие. Считаем до 5.
2 задание
Развитие Фонематического восприятия.
Мы идем пока звучит бубен. Бубен молчит – стоп, обнимаем маму.
3 задание
Нейропсихологическая игра: «Попробуй повтори». Повтори движения за мамой или папой.
4 задание (один - много)
Говорит мама: показываем картинку: кот, а где – КОТЫ и т.д.
Я вижу: кота… , а где коты? Ребёнок: вот коты...и т.д..
5 задание Педагог-психолог. Собери картинку. Используем пазлы.
6 задание. Мячик (мячик из пенопласта и дерева) в воде. Подуй на него. (Всю подготовку проводят родители, озвучивая действия: воду наливаем – буль-буль, шарик бросаю: буль-буль, дуем)
Занятие №3
Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама-папа-ребёнок).
1 задание Послушай и смастери сказку!
Розданы сюжетные картинки сказки «Мышка и карандаш».
Просматриваем заламинированные сюжетные картинки сказки. Обводим фломастером, сюжетные моменты сказки. Таким образом, знакомимся со сказкой. Буклеты со сказкой забирают родители домой, чтобы прочитать её детям.
2 задание. Арт-терапия. Игра с песком.
У каждого участника чаши с песком.
Найди , что спрятано? Кто (или что) это? - смотри мышка!!А это - кошка?
3 задание
Игра с песком. Педагог-психолог: «Испечём пирог и украсим его камушками».
4 задание.
Логоритмика с мамой.
Пи-пи-пи, пищала мышка,-Дети выполняют движения,
При повторе - проговаривают звукосочетания.
Кошка на охоту вышла! Выполняют ритмические хлопки ладонями по плечам, руки скрещены.
Норку я свою ищу.
Щу-щу-щу-, щу-щу-щу. Ритмично постукивают по коленям.
Кошка притворилась доброй.
Мур-мур-мур, - она поёт. Потирают ладонь о ладонь.
Нет-нет-нет, пищит мышонок.
К кошке в лапы не идёт. Покачивают головой.
Занятие №4
Цель занятия: мотивация речевого общения в семье (мама-папа-ребенок).
1 задание. Общая артикуляционная гимнастика.
2 задание. Какая фигура в мешочке. Треугольник или квадрат? Изучаем фигуры. Затем находим в мешочке определённую фигуру по заданию логопеда.
3 задание. Игра на развитие речевого выдоха. «Подуй на горячий пирожок». Дуем на приготовленное дидактическое пособие, напоминающее вертушку. Выполняется задание с родителями.
4 задание Арт-терапия. Игры с песком. Рисуем кисточкой.
Для детей - активное взаимодействие повысило речевую мотивацию. К концу учебного года отмечалась положительная динамика в речевом развитии.
У родителей - повысилась компетентность в вопросах речевого развития своих детей, сознательность и ответственность.
Для специалистов - эта и последующие формы взаимодействия способствовали повышению профессионализма, стремлению к самообразованию, обогащению методического оснащения, а так же возможности раннего выявления речевых нарушений у детей и оказание своевременной помощи.
Используемая литература:
- Круогла Е. Интерактивное пособие «Я вижу...» 2024г. - 48с.
- Микерина А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 / 1 (4)18 УДК 372: 378
- Нейропсихологическая игра «Посмотри и повтори» Дрофа Медиа, 2023 г.
Интернет ресурсы:
- https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C#fpstate=ive&vld=cid:6c3e681b,vid:8O-Q-B2YCwA,st:0
- https://www.maam.ru/detskijsad/logoritmicheskie-uprazhnenija-416038.html
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011907
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf