Методическая разработка «Кнопки мозга»

  вт., 13.09.2022

Авторский коллектив:

  1. Акишина Наталья Петровна, учитель-дефектолог, КУ «Урайский специализированный Дом ребенка».
  2. Анварова Ирина Ивановна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад№10» «Снежинка» города Урай.
  3. Горбачева Ирина Сергеевна, учитель логопед МАУДО «Детский сад №7» города Ялуторовска
  4. Занутдинова Надежда Александровна, учитель-логопед МБДОУ №19 "Радость" города Урай.
  5. Калябина Анастасия Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад№10» «Снежинка» города Урай.
  6. Каминская Татьяна Вениаминовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад№10» «Снежинка» города Урай.
  7. Михляева Любовь Владимировна, учитель-логопед МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 городского округа Красноуфимск.

Пояснительная записка

Уважаемые коллеги и родители, представляем Вашему вниманию, авторское методическое пособие «Кнопки мозга».

«Кнопки мозга» - система работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, направленная на сохранение здоровья и профилактику отклонений, улучшение обучения, в ситуациях, требующих ясного мышления, на выявление скрытых способностей ребенка, расширяя возможные границы головного мозга.

Данное пособие состоит из трех разделов, включающих комплексы кинезиологических упражнений для разных возрастных групп: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Каждый раздел состоит из девяти комплексов с учетом постепенного усложнения, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Актуальность
           Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогами и родителями задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи.

Формой такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений в рамках образовательной кинезиологии, или как их еще называют «Гимнастика мозга» - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Программа «Гимнастика Мозга» разработана американским доктором Полом Деннисоном. Пол Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфических движений, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия и приносят пользу каждому ребенку, независимо от имеющихся проблем в развитии. Каждое из упражнений дает возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в работе.

Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой можно выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы деятельности головного мозга.

Многие кинезиологические упражнения направлены на развитие физических и психофизических качеств, на профилактику отклонений их развития, сохранение здоровья ребенка. Также развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект.

Кинезиологические упражнения можно использовать, как на самих коррекционо-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Каждое упражнение многофункционально и подобрано с учетом возрастных возможностей ребенка.

С целью выявления исходного уровня развития межполушарного взаимодействия и, в дальнейшем, для определения уровня сложности кинезиологических упражнений, необходимо предварительно провести диагностику по шкале оценки психомоторного развития Николая Ивановича Озерецкого. Тест состоит из 6 заданий и максимально соответствует 6-ти баллам.

Цель образовательной кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности ребенка.

Задачи:

  • оптимизировать деятельность головного мозга;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • и активные точки.
  • восстанавливать работоспособность и продуктивность деятельности;
  • снимать стресс, нервное напряжение, усталость.

Для достижения максимально возможных результатов коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение следующих условий:

- кинезиологическая гимнастика проводится утром и вечером 5 – 15 мин;

- упражнения выполняются в спокойной, доброжелательной обстановке;

- кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков занятий;

- от детей требуется точное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;

- при составлении комплекса упражнений важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности ребенка;

- упражнения проводятся комплексно, длительность одного курса занятий не менее 2 – 3 недель.

 Методы и приемы

  1. Массаж (самомассаж) – воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты начинают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела человека. Даже простой растирающий массаж (самомассаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребенка.
  2. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Оптимизацией мышечного тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
  3. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают у ребенка самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.
  4. Упражнения на развитие мелкой моторики – стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухо-моторную координацию. Исследованиями ученых доказано, что развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.
  5. Глазодвигательные движения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. При составлении комплексов глазодвигательных упражнений в рамках программы образовательной кинезиологии необходимо соблюдать определенные условия.
  • При выполнении глазодвигательных упражнений необходимо контролировать расслабление шейных мышц. Исходное положение – лёжа, сидя или стоя, голова зафиксированная;
  • все движения глазного яблока совершаются плавно и мягко;
  • если ребенок носит очки (линзы), нужно снять их на время выполнения упражнений;
  • перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток и увлажнить глаза за счет выделившейся слезы;
  • после каждого упражнения нужно снимать статистическое напряжение мышц глаз: плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 5 секунд (5 – 6 раз); осмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая голова (3 – 4 раза).
6. Телесные движение – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребенком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

            Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно.

Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате движения во время мыслительной деятельности происходит построение нейронных сетей, пользующих закрепить новые знания.

7. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка. Они проводятся как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе занятия. Релаксационные упражнения способствуют самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений, являясь единым процессом.

Прежде, чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы отметить важное влияние музыки на соматическое и психическое состояние человека.

Известно, что различного характера музыка оказывает различное воздействие – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д.  Поэтому тщательно продуманный репертуар музыкальных произведений может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. При выполнении специальных упражнений на релаксацию рекомендуется: принять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза.

Примечание: важным условием комплексного выполнения этих методов является четкое соблюдение их последовательности.

Данная методическая разработка может послужить практическим пособием для воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, а также родителей.

 Комплексы кинезиологических упражнений


Методическая разработка_Кнопки мозга.docx 

Список используемой литературы:

  1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999. «Образовательная Кинесиология для детей». М., 1984.
  2. Любимова Н. Кинезиология, или природная мудрость тела. – СПб.: Невский проспект, 2005.
  3. Немеровский В.М. Игро и психогимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы детей 5 – 6 лет в условиях ДОУ и семьи. – СПб.: Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2008.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
  6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001. 3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999.
  7. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике/ Под редакцией В.Ю. Баскакова. -М., 1992.
  8. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследование детей. – М., 1997.
  9. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и востановление. – М., 1997.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

Интернет-ресурсы:

двигательный тест Н.И. Озерецкого https://megalektsii.ru/s13169t2.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/22/trening-test-po-metodike-o-n-ozeretskogo-i-n-i-gurevicha

Внимание! Настоящее методическое пособие является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Методическое пособие может быть использовано для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0009639 скачать:  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2172
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.