О межрегиональной конференции «Эврика–Авангард»

  чт., 02.05.2013

В Институте проблем образовательной политики «Эврика» с 26 по 29 апреля 2013 года в Москве при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации с участием представителей образовательных организаций состоялась традиционная весенняя конференция «Эврика – Авангард-2013». >>>

Начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области Н.В. Гребёнкина принимала участие в конференции "Эврика-Авангард". Сегодня Наталья Валентиновна делится своими впечатлениям с Вами, уважаемые посетители портала.

                Для меня "Эврика" - это по-настоящему образовательное событие. Это то место, где возможность цивилизованно вести дискуссию по самым разным вопросам, предъявляя собственное видение и суждение, давно стало нормой. Именно здесь в процессе реального диалога и обсуждения с коллегами-профессионалами рождается осмысленное понимание стратегии дальнейшего продвижения и развития, определяются наиболее проблемные места и точки роста. Александр Изотович Адамский, руководитель этого института и идейный вдохновитель институционального оформления инновационного образования, умело и очень профессионально управляет разными мнениями, фиксируя те позиции, которые больше всего нуждаются в разрешении, обобщении и нормативном оформлении. На мой взгляд, «Эврика» -  площадка, на которой профессиональный рост неизбежен, и мне бы очень хотелось видеть на ней как можно больше представителей системы дошкольного образования нашего региона.

 

Эта конференция была особенной ещё и потому, что здесь активно обсуждался стандарт дошкольного образования, разработка которого сейчас ведется. На мой взгляд, сейчас очень важно защитить дошкольное детство от учебной деятельности и обеспечить ребенку-дошкольнику возможность свободно и природосообразно развиваться. Ожидания школы, родителей и профессионалов - "дошкольников" в понимании того, каким должен быть стандарт, очень разнятся. Школа хочет получить ребенка, умеющего читать, писать и считать, и это понятно - с такими детьми работать легче, потому что учительские обязательства уже частично выполнят "дошкольные" педагоги.  Но это только на первый, не совсем профессиональный, взгляд. Грамотный педагог понимает: если у ребенка в дошкольный период будут развиты базовые психические процессы (способность классифицировать и обобщать, ориентироваться в пространстве, сравнивать и находить различия, устанавливать причинно-следственные связи, воображать и фантазировать и др.), то он быстро научиться и читать, и писать. Трата времени на научение чтению и письму может дорого стоить ребенку в дальнейшем. Если ребенок не наиграется в дошкольный период, то потом это ничем не компенсируется. Именно в это время ребенок пробует себя в разных социальных ролях, приобретает первоначальные навыки общения, начинает осваивать разные способы деятельности - он это делает в игре, а не в ситуации научения. При этом понятие "интересно" для меня в дошкольном образовании - ключевое. Все, что происходит в детском саду, должно быть интересно и детям, и родителям, и педагогам.  Важно, чтобы ребенок с желанием ходил в детский сад, а родители были удовлетворены качеством услуг. Если же родители и школа захотят учить дошкольников читать и писать, то вероятность успешности ребенка в будущем резко снижается и гарантировать ребенку эту успешность профессионалы -"дошкольники", извините, не смогут.

 

Еще раз убедилась, что основные принципы организации образования детей в дошкольный период у нас в Тюменской области обозначены совершенно правильно, потому что ориентированы они на создание развивающей образовательно среды и социализацию ребёнка с учетом современных реалий. Очень надеюсь, что при разработке стандарта дошкольного образования наш опыт тоже будет учтен. И примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозаика», разработанная и внедренная у нас в регионе, на мой взгляд, тоже вполне соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.

 

 Очень непростой сюжет складывается сегодня с разделением дошкольного образования на образовательную услугу и услугу по уходу и присмотру. Основания здесь понятны: государство готово оплачивать только гарантированную образовательную услугу, на оплату услуг присмотра и ухода средства должны будут дать родители. Пока не понятно, как это разделять, а соответственно и как финансировать, когда и уход, и присмотр могут быть образовательными. Видимо, организация питания и дневного сна будут оплачиваться родителями. Размер родительской платы, по идее, не должен увеличиться, потому что тогда и компенсационные выплаты придется увеличивать за счет бюджета, а у бюджета сегодня есть более приоритетные  задачи – например, выполнить обязательства по заработной плате педагогам.

 

Обсуждали на конференции и эффективный контракт. Здесь пока не все понятно. Вычленить и формализовать эффект трудно. Стимулирующим фондом оплаты труда мы уже некоторые эффекты учитываем. Если речь идет еще о каких-то эффектах, то необходимо понять механизмы их вычленения и финансового обеспечения. Сама идея платить высоко профессиональным педагогам достойную зарплату, безусловно, хорошая. Но представьте такую ситуацию: приходит к руководителю образовательного учреждения педагог и говорит: я владею такой технологией, которая позволит научить детей читать не за четверть, а за два дня, но заплатить мне надо чуть больше, чем вы платите своим учителям. Руководитель может ответить: у нас ФГОСами это не предусмотрено и денег на это нет. Здесь с мотивами надо разобраться. Пока все это напоминает мне один мультфильм, в котором из одной шкуры "заказчик" хотел сшить сначала одну, а потом все большее и большее количество шапок и ему их сшили... Какие шапки получились, думаю, догадались.

 

Интересную книжку на этой конференции презентовал заместитель министра образования и науки РФ И.М. Реморенко. Очень оригинальная интерпретация нового Закона «Об образовании». Социально внятным языком подан скучный нормативный документ. Убеждена, что для многих эта книжка станет настольной. К презентации своего доклада Игорь Михайлович подошёл тоже очень креативно. Когда присутствуют интеллектуальный юмор и хорошая ирония, всегда интереснее. 

 

На этой «Эврике» я вступила в «Межрегиональную ассоциацию администраторов образования». Для меня это важно. Появилась ещё одна возможность учиться и делиться, искать единомышленников.

 

А теперь некоторое отношение к другим проблемам, которые обсуждались.

Про новые нормы.  Для меня норма – это общее правило игры, позволяющее не тратить время на поиск этого правила во время самой игры, а тратить его на более значимые вещи. И ещё. Когда в норме есть некоторая брешь (а совершенных норм не бывает!), это позволяет использовать её (норму) в свою пользу. Так, например, получилось с нашими негосударственными детскими развивающими центрами, которые не реализуют общеобразовательную программу дошкольного образования в полном объёме, а потому не лицензируют свою деятельность, хотя взаимодействие там с детьми, наверняка, образовательно. Я считаю, что в этом случае важнее не лицензию иметь, а качественно выполнять условия договора таких организаций с родителями. И здесь надо подумать над другими формами взаимодействия с негосударственным сектором. У нас есть, что предложить в этом направлении. Надеюсь обсудить это с коллегами на Байкальском образовательном форуме в июле. 

 

Я вдруг вспомнила детскую сказку про козлёнка, который умел считать до 10. Когда была маленькой возмущенно приставала к папе: «Ну ведь от того, что козлёнок всех посчитал, на корабле-то ничего не изменилось, почему же корабль тогда не утонул?». Папа никогда не давал мне готовых однозначных ответов. Я предлагала ему разные версии и, помню, мучилась этим вопросом долго. Почему именно эта сказка мне вспомнилась при разговоре о нормах?

 

Впечатлений много. Есть, над чем подумать.


Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2073
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.