У детсада нет каникул |
чт., 23.08.2012 |
Образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях – труд, не предусматривающий каникул и «отгулов». И все же 1 сентября – особенный день и для дошколят, и для их педагогов. Этот день без заливистых школьных звонков открывает для деток двери, за которым их ждет …новый виток образовательного процесса. Как сделать так, чтобы это время учебы и воспитания стало увлекательным, познавательным, творческим - эффективным и одновременно комфортным для каждого воспитанника детсада?
«Ясельки» для родителей
Не секрет, что многие папы и мамы спешат записать своих чад в дошкольные учреждения, едва их детки появились на свет. Это – своеобразный показатель веры в то, что «там дитя научат». Спасибо за доверие! Но по-прежнему своевременно прозвучал во время круглого стола и совет родителям: в ожидании очереди в дошкольное учреждение не терять времени даром – «переводить» свое дитя от памперсов - к горшкам, от сосок – к чашке.
Береги здоровье с пелёнок!
- Лишь 14% ребятишек, поступающих в детсады, можно отнести к категории «здоров», - констатировала в своем выступлении представитель ДОУ №172 Тюмени Юлия Викторовна Поперечная. – Абсолютное большинство деток страдает соматическими, неврологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Кто посмел отнять здоровье у маленьких? Ответы с мест подсказывали все участники стола: экология, неправильное питание будущей мамы, нездоровый образ жизни родителей…. В дошкольном учреждении
реализуется оздоровительная программа «Детский сад». Внедряя ее, в ДОУ приобрели трансформированную мебель, что по «щучьему велению» освобождает территорию для оздоровительных занятий и зимнего сада, прогулки по которому строго рекомендованы всем. А еще в этом детском саду появилось здоровьесберегающее оборудование, а ещё здесь установлена тесная взаимосвязь с ближайшими детскими поликлиниками и спортивными школами. Но, пожалуй, самое главное: все сотрудники этого ДОУ прошли курс изучения валеологии. И начали ценить и беречь свое здоровье. Своим положительным опытом поделились с родителями воспитанников. А теперь закрепляют его в совместных состязаниях, спортивных праздниках…
Проделанная работа, спортивные состязания «Папа, мама, я – здоровая семья», закаливающие процедуры, регулярные занятия физкультурой, посещение детьми спортивных секций принесли свой результат: значительно уменьшилось число болеющих детей, - констатирует Ю. Поперечная.
Место работы воспитателя – сцена, мастерская, обсерватория…
Для педагогов первой ступени дошкольного образования детский сад – не просто место работы, где нужно приглядеть за ребёнком в ожидании его родителей. Для них это – сцена, библиотека, творческая мастерская и даже обсерватория.
- Предположим, согласно тематическому плану, я должна познакомить ребятишек с космосом. А Ванечке это неинтересно. Он желает услышать очередную историю про динозавров. Очень часто приходится соединять несоединяемое, - поделилась с коллегами опытом своей работы старший воспитатель ДОУ №61Антонина Викторовна Сидорова, - искать такую форму подачи нового, которая объединила бы одну идею и пусть поэтапно, но заинтересовала бы, вовлекла в работу всех ребятишек.
Во время одного из занятий, когда воспитанникам Антонины Викторовны предстояло изучить природные явления, педагог взяла да и сыграла роль художника-реставратора. А в консультанты она пригласила своих воспитанников. Ребята заважничали, начали каждый по-своему «переписывать» картину. Нашлись среди них и такие, что вовсе раскритиковали творение художника: «Ну где это видано, чтобы зимой люди ходили в трусиках?»
- Им нужно нарисовать одежду! – пожалел кто-то.
- Так ведь лето на картине, - возразили другие, - речка безо льда и деревья зелёные…
- Ненастоящее какое-то лето! – Упорствовал юный критик. – Почему на картине снег нарисован?
- Во время спорных моментов воспитателю лучше «прикинуться» Незнайкой, - советует А. Сидорова, - и задавать наводящие вопросы. В данном случае, совместный поиск ответов привел к открытию такого природного явления, как летний утренний туман.
Сегодня многие дошкольные учреждения области уходят от традиционных форм занятий. И уже все реже из уст воспитателя звучит вопрос: «Ответь мне…» Ответы интересны и детям… Ведь они искали его коллективно. И не только во время конкретного занятия. Новые открытия и закрепление пройденного продолжаются даже во время прогулок на свежем воздухе. …Если, конечно, воспитатель не пожелает оставаться в роли простого контролёра…
Стажисты, вперёд!
Одно из признаний, прозвучавших во время Круглого стола: «Очень трудно на новые формы работы с детьми перестраиваются педагоги со стажем». Ну, да, для них по-прежнему важным требованием к воспитанию ребёнка остаются любовь, забота, внимание и… выразительное, нравоучительное чтение сказок. Низкий поклон им за это! Но, сохраняя этот драгоценный арсенал, нужно двигаться вперёд – учиться работать с новым поколением воспитанников – переходить к индивидуальным беседам, приучать деток к диалогам. И при этом сравнивать житейское впечатление дитя с собственным житейским опытом. Короче говоря, учить жизни…
Во время круглого стола прозвучали «Золотые правила» деятельностного подхода к образовательному процессу ребёнка:
- Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
- Веди ребёнка от собственного опыта.
- Будь не «над», а рядом.
- Учи анализировать.
- Критикуя, стимулируй активность ребёнка.
Своё предложение в эти правила внесла и начальник отдела дошкольного образования областного департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина:
- Не забывайте, - обратилась она к руководителям дошкольных учреждений, - говорить добрые слова своим сотрудникам (и особенно - стажистам) за каждый новый шаг, который они сделали вверх по лесенке образовательного процесса. Своей лесенки. И лесенки воспитанников.
А где приобрести навыки овладения современными образовательными процессами? Эту задачу должны решить руководители детских дошкольных учреждений. А своеобразные подсказки прозвучали во время Круглого стола. Один из вариантов решения – перенять уже проверенный опыт коллег из тех учреждений, где объединили усилия методистов, логопедов, психологов, медиков, физруков, музработников и педагогов-воспитатателей – и направили их в единое русло. Где изучают и распространяют педагогический опыт (тюменский детсад №138) наставников, тьютеров («золотого фонда»), где вошли в практику мастер-классы передовых педагогов…
Дополнение к сказанному – открытие директора детского сада №40 г.Тобольска Людмилы Павловны Тороповой:
- В успешном развитии ребёнка огромную роль играет …личность воспитателя.
Естественно, что не его рот и нос… А его жизненная позиция. К примеру, желание участвовать в конкурсах профмастерства.
- Такие педагоги становятся образцом для детей. В ребятишках появляется стремление участвовать и побеждать в конкурсах, смотрах.
Наглядное подтверждение слов Людмилы Павловны – многочисленные дипломы, завоеванные коллективом ДОУ №40 и их воспитанниками на всевозможных конкурсах. А ведь главная задача любого состязательного процесса – выявить сильнейших. Тех, кто стремится через тернии к звёздам.
Преодолеть эти тернии помогают знания, умение логически мыслить, не поддаваться трудностям, встретившимся на пути.
…Процесс воспитания ребёнка просто не мыслим без участия родителей. И нет гарантий, что без родительского участия привьются и дадут плоды те знания, те навыки, которые дали ему в детсаду. Опыт (а он прозвучал в выступлениях многих участников Круглого стола) показывает: положительный результат есть там, где существует содружество работников детского сада и родителей.
Наталья Осенева.