У детсада нет каникул

  чт., 23.08.2012

Образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях – труд, не предусматривающий каникул и «отгулов». И все же 1 сентября – особенный день и для дошколят, и для их педагогов. Этот день без заливистых школьных звонков открывает для деток двери, за которым их ждет …новый виток образовательного процесса. Как сделать так, чтобы это время учебы и воспитания стало увлекательным, познавательным, творческим - эффективным и одновременно комфортным для каждого воспитанника детсада? 

Вот вопросы, ответы на которые прозвучали во время Круглого стола по вопросам дошкольного образования, проходившего в рамках  ежегодной августовской конференции педагогических работников «Обеспечение социального благополучия, развития и успешности каждого обучающегося – приоритеты модернизации системы образования».

- Нам не нужны доклады с глубокими научными выкладками, мы хотим услышать опыт, который накопили работники дошкольных учреждений нашей области по организации образовательного процесса на первых его ступеньках,  -  такими вступительными словами расположила к откровенному разговору модератор Круглого стола кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель России Светлана Николаевна Фокеева.

Именно – к откровенному… Ведь вокруг все бежит, все меняется. Как успеть не …опоздать?

«Ясельки» для родителей

Не секрет, что многие папы и мамы спешат записать своих чад в дошкольные учреждения, едва их детки появились на свет. Это – своеобразный показатель веры в то, что «там дитя научат». Спасибо за доверие! Но по-прежнему своевременно прозвучал во время круглого стола и совет родителям: в ожидании очереди в дошкольное учреждение не терять времени даром – «переводить» свое дитя от памперсов - к горшкам, от сосок – к чашке.

Береги здоровье с пелёнок!

- Лишь 14% ребятишек, поступающих в детсады, можно отнести к категории «здоров», - констатировала в своем выступлении представитель ДОУ №172 Тюмени Юлия Викторовна Поперечная. – Абсолютное большинство деток страдает соматическими, неврологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Кто посмел отнять здоровье у маленьких? Ответы с мест подсказывали все участники стола: экология, неправильное питание будущей мамы, нездоровый образ жизни родителей…. В дошкольном учреждении

реализуется оздоровительная программа «Детский сад». Внедряя ее, в ДОУ приобрели трансформированную мебель, что по «щучьему велению» освобождает территорию для оздоровительных занятий и зимнего сада, прогулки по которому строго рекомендованы всем. А еще в этом детском саду появилось здоровьесберегающее оборудование, а ещё здесь установлена тесная взаимосвязь с ближайшими детскими поликлиниками и спортивными школами. Но, пожалуй,  самое главное: все сотрудники этого ДОУ прошли курс изучения валеологии. И начали ценить и беречь свое здоровье. Своим  положительным опытом поделились с родителями воспитанников. А теперь закрепляют его в совместных состязаниях, спортивных праздниках…

Проделанная работа, спортивные состязания «Папа, мама, я – здоровая семья», закаливающие процедуры, регулярные занятия физкультурой, посещение детьми спортивных секций принесли свой результат: значительно уменьшилось число болеющих детей, - констатирует Ю. Поперечная. 

Место работы воспитателя – сцена, мастерская, обсерватория…

Для педагогов первой ступени дошкольного образования детский сад – не просто место работы, где нужно приглядеть за ребёнком в ожидании его родителей. Для них это – сцена, библиотека, творческая мастерская и даже обсерватория.

- Предположим, согласно тематическому плану, я должна познакомить ребятишек с космосом. А Ванечке это неинтересно. Он желает услышать очередную историю про динозавров. Очень часто приходится соединять несоединяемое, - поделилась с коллегами опытом своей работы старший воспитатель ДОУ №61Антонина Викторовна Сидорова, - искать такую форму подачи нового, которая объединила бы одну идею и пусть поэтапно, но заинтересовала бы, вовлекла в работу всех ребятишек.   

Во время одного из занятий, когда воспитанникам Антонины Викторовны предстояло изучить природные явления, педагог взяла да и сыграла роль художника-реставратора. А в консультанты она пригласила своих воспитанников. Ребята заважничали, начали каждый по-своему «переписывать» картину. Нашлись среди них и такие, что вовсе раскритиковали творение художника: «Ну где это видано, чтобы зимой люди ходили в трусиках?»

- Им нужно нарисовать одежду! – пожалел кто-то.

- Так ведь лето на картине, - возразили другие, - речка безо льда и деревья зелёные…

- Ненастоящее какое-то лето! – Упорствовал юный критик. – Почему на картине снег нарисован?

- Во время спорных моментов воспитателю лучше «прикинуться» Незнайкой, - советует А. Сидорова, - и задавать наводящие вопросы. В данном случае, совместный поиск ответов привел к открытию такого природного явления, как летний утренний туман.     

Сегодня многие дошкольные учреждения области уходят от традиционных форм занятий. И уже все реже из уст воспитателя звучит вопрос: «Ответь мне…» Ответы интересны и детям… Ведь они искали его коллективно. И не только во время конкретного занятия. Новые открытия и закрепление пройденного продолжаются даже во время прогулок на свежем воздухе. …Если, конечно, воспитатель не пожелает оставаться в роли простого контролёра…

Стажисты, вперёд!

Одно из признаний, прозвучавших во время Круглого стола: «Очень трудно на новые формы работы с детьми перестраиваются педагоги со стажем». Ну, да, для них по-прежнему важным требованием к воспитанию ребёнка остаются любовь, забота, внимание и… выразительное, нравоучительное чтение сказок. Низкий поклон им за это! Но, сохраняя этот драгоценный арсенал, нужно двигаться вперёд – учиться работать с новым поколением воспитанников – переходить к индивидуальным беседам, приучать  деток к  диалогам. И при этом сравнивать житейское впечатление дитя с собственным житейским опытом. Короче говоря, учить жизни…    

Во время круглого стола прозвучали «Золотые правила» деятельностного подхода к образовательному процессу ребёнка:

  1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  2. Веди ребёнка от собственного опыта.
  3. Будь не «над», а рядом.
  4. Учи анализировать.
  5. Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

Своё предложение в эти правила внесла и начальник отдела дошкольного образования областного департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина:

- Не забывайте, - обратилась она к руководителям дошкольных учреждений, - говорить добрые слова своим сотрудникам (и особенно - стажистам) за каждый новый шаг, который они сделали вверх по лесенке образовательного процесса. Своей лесенки. И лесенки воспитанников. 

А где приобрести навыки овладения современными образовательными процессами? Эту задачу должны решить руководители детских дошкольных учреждений. А своеобразные подсказки  прозвучали во время Круглого стола. Один из вариантов решения – перенять уже проверенный опыт коллег из тех учреждений, где объединили усилия методистов, логопедов, психологов, медиков, физруков, музработников и педагогов-воспитатателей – и направили их в единое  русло. Где изучают и распространяют педагогический опыт (тюменский детсад №138) наставников, тьютеров («золотого фонда»), где вошли в практику мастер-классы передовых педагогов…

Дополнение к сказанному – открытие директора детского сада №40 г.Тобольска Людмилы Павловны Тороповой:

- В успешном развитии  ребёнка огромную роль играет …личность воспитателя.

Естественно, что не его рот и нос… А его жизненная позиция. К примеру, желание участвовать в конкурсах профмастерства.

- Такие педагоги становятся образцом для детей. В ребятишках появляется стремление участвовать и побеждать в конкурсах, смотрах.                   

Наглядное подтверждение слов Людмилы Павловны – многочисленные дипломы, завоеванные коллективом ДОУ №40 и их воспитанниками на всевозможных конкурсах.  А ведь главная задача любого состязательного процесса – выявить сильнейших. Тех, кто стремится через тернии к звёздам.

Преодолеть эти тернии помогают знания, умение логически мыслить, не поддаваться трудностям, встретившимся на пути.

…Процесс воспитания ребёнка просто не мыслим без участия родителей. И нет гарантий, что без родительского  участия привьются и дадут плоды те знания, те навыки, которые дали ему в детсаду. Опыт  (а он прозвучал в выступлениях многих участников Круглого стола) показывает: положительный результат есть там, где существует содружество работников детского сада и родителей.

 

 

Наталья Осенева.  

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2135
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.