Дошкольное образование Тюменской области в условиях нового законодательства

Н.В. Гребёнкина – начальник отдела

дошкольного образования

департамента образования и науки

Тюменской области

Начавшийся учебный год знаменателен для системы дошкольного образования тем, что многое происходит впервые. Впервые дошкольное образование стало первым уровнем системы общего образования и это закреплено законодательно, впервые будет утверждён стандарт дошкольного образования, принципиально отличающийся от всех существующих образовательных стандартов, прежде всего тем, что никакой итоговой аттестации выпускников детских садов проводиться не будет. Впервые государство создаёт законодательную базу для развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, а также законодательно закрепляет ответственность семьи за воспитание своих детей. Вступивший в силу новый закон «Об образовании в РФ» открывает новые горизонты для развития системы образования в целом, и дошкольного образования, в частности. Но, как известно, от бумаги до головы путь длинный, поэтому сейчас важно найти эффективные механизмы сокращения этого пути. 

В Тюменской области содержательные изменения в системе дошкольного образования начали происходить задолго до появления нового Закона. Было это продиктовано самим временем: другие дети (а они – другие!) стали нуждаться в другом образовании, в других педагогах. Наталкивали на необходимость поиска новых подходов к дошкольному образованию и такие тревожные сигналы как заорганизованность детей, преобладание командно-авторитарного стиля руководства детьми, ограничение возможности свободно передвигаться сообразно физиологическим потребностям дошкольного возраста, пространственная неизменность, одни и те же временные режимные рамки и педагогические подходы для разных детей и разных потребностей и т.д. Всё это стало основанием для разработки региональной примерной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика», в которой были сформулированы основные принципы организации образовательного процесса и общие требования к созданию предметно-развивающей среды, к формам взаимодействия и общения взрослых и детей в современной ситуации. Программа была разработана в 2008 году и сегодня на её основе 47 % дошкольных учреждений области разрабатывают собственные образовательные программы.

Программой «Мозаика» нам было важно сориентировать дошкольное образование на необходимость, максимально учитывая индивидуальный потенциал каждого ребёнка, социализировать его в современных условиях жизни и заложить основы дальнейшей успешности независимо от места жительства, национальной принадлежности, состояния здоровья детей.  Надеемся, что именно такие подходы к организации образовательного процесса будут нормативно закреплены и в стандарте дошкольного образования, что позволит детям полноценно, насыщено и интересно проживать своё дошкольное детство. 

Зная, что любая, даже самая гениальная, идея может превратиться в свою противоположность, важно без фанатизма, очень взвешенно и разумно подходить к её внедрению, не забывая главный принцип «Не навреди!». Не стоит забывать, что для большинства педагогов новый стандарт – это новая социальная ситуация профессионального развития, требующая иных способов построения взаимодействия педагога с ребёнком и его родителями.

Приведу пример, на мой взгляд, достаточно показательный. Одним из принципиально важных изменений традиционно устоявшихся подходов к организации образовательного процесса в Тюменской области в 2009 году стал отказ от жёстко регламентированных занятий, которые на тот момент стали напоминать школьные уроки и требовали от детей высокой степени произвольности поведения, не свойственной дошкольному возрасту. Педагогам предложили решать образовательные задачи в самых разнообразных ситуациях, этому способствующих. На первый взгляд казалось, что такой подход будет воспринят педагогами на «ура» - такое поле для творчества!, но на практике сложившиеся стереотипы педагогического поведения оказались сильнее. К тому же значимой мотивации к переходу на другие формы взаимодействия с детьми у педагогов тоже не было, многие хотели получить чёткие указания и алгоритмы дальнейших действий. И это понятно, ведь большинство педагогов, работающих сегодня с детьми, как, впрочем, и многие родители, вышли из репродуктивной авторитарной системы образования, где важно было запомнить определённый объём готовой информации, выданной учителем, и в нужный момент продемонстрировать возможности своей памяти. В этой системе не принято было демонстрировать свою любознательность, задавать много вопросов, вступать в дискуссии, аргументировать свою позицию – всё это делало ученика «белой вороной», объектом для насмешек. Жизнь же показала, что именно эти качества во многом определяют сегодня успешность человека. Стремительно меняющаяся социально-экономическая ситуация  потребовала от людей совершенно иных качеств и способностей.  Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Приведённый пример говорит о том, что недостаточно каким-то программным или нормативным документом закрепить «правила игры», хотя это тоже очень важно, нужно сделать так, чтобы всеми эти правила были приняты, чтобы им следовали осознанно, понимая их преимущества, а главное, чтобы в личном опыте педагогов появились такие формы взаимодействия, которые мы хотим культивировать в системе дошкольного образования: развивающее общение, сотрудничество, умение создавать ситуацию выбора и другие. Очевидно, что педагог может использовать в работе с детьми только те способы, которыми он сам пропитан, которые органично присутствуют в его личном опыте. Такой опыт педагог может приобрести, разрабатывая и реализуя собственные проекты, участвуя в тренингах и дискуссиях, проектируя  различные социальные ситуации, играя, если хотите. Только представьте, сколько сегодня нужно создать таких мест, где такой опыт педагог сможет приобрести, учитывая, что лет 10-15 до этого его образование проходило совершенно в другом формате. Поэтому на данном этапе стоит задача перенастройки всей системы методического сопровождения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Задача эта очень сложная ещё и потому, что и во всех этих системах преобладающее большинство составляют люди, также образованные в другой системе координат. Найти педагогов, способных по-другому строить отношения с детьми, сформировать из них тьюторские команды – это то, что уже удалось сделать. Именно этим педагогам отводится сегодня роль сподвижников, способных убедить, вдохновить, сформировать сообщество единомышленников, именно им предстоит «сказку сделать былью», задать новые ориентиры профессионального становления. Кроме того, и введение эффективных трудовых контрактов, и совершенствование системы распределения стимулирующих выплат, безусловно, позволят в большей степени замотивировать работников на необходимые изменения. 

Сегодня в детском саду мы хотим видеть атмосферу сотрудничества, интересных и полезных дел. Важно, чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, максимально развивал там свои способности и задатки, приобретал опыт общения с разными людьми в разных ситуациях, чтобы родители доверяли профессионализму специалистов, работающих сегодня в системе дошкольного образования.

В конце прошлой недели традиционно отмечался День работников дошкольного образования, а эта неделя завершится Днём Учителя.  Два прекрасных праздника, когда мы ещё раз говорим всем педагогам о значимости их труда, благодарим за профессионализм и выражаем готовность доверять им самое дорогое, что есть в жизни, – наших детей, с надеждой, что наше доверие не будет обмануто.

 

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2875
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.