Игровое пособие «Наш друг мишка!»

Участник  выставки - конкурса:

Саткеева Жанара Жаслановна, 

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ ЦРР детский сад № 167, г. Тюмень  (корпус 2)

Проект игрового пособия «Наш друг - мишка»

Вид проекта:
 практико-ориентированный; групповой; среднесрочный.

Место реализации проекта:
 группа раннего развития МАДОУ ЦРР д/с №167 (корпус 2).

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.

Сроки реализации проекта:август – октябрь 2017 года.
Актуальность проблемы.
Проблемой адаптации занимались разные ученые, в том числе, такие как
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, которые утверждали, что адаптация непосредственно зависит от полноценного психологического развития ребенка.
Поступая в детский сад, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе. В течение ограниченного периода (из того берется сроки проекта), ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться жить в детском коллективе.
У меня, как у представителя современного сообщества педагогов дошкольников,была уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области отечественной педагогики, и умножить это на современные методики.

  В августе 2017 года я начала работу с детьми  группы раннего возраста. Проанализировав методическую литературу в области педагогики, учитывая возрастные и  индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною  проект игрового пособия «Наш друг - мишка». К данному проекту была систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального   и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, дорожки закаливания, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная).

Вы меня спросите: «А почему именно мишка, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?». При беседе с родителями я выявила, что у многих дома есть любимая игрушка плюшевый медведь. … Плюшевый мишка — один из самых популярных и культовых в XX веке и начале XXI века видов мягких игрушек.

Развивающей игрушкой мягкого медвежонка не назовешь: он не совершенствует координацию ребенка, его логику, мелкую моторику или память. Чтобы дети легче и быстрее адаптироваться в группе, чувствовали себя защищенными, любимыми, веселыми, как в родном доме, я остановилась на этой игрушке, для того чтобы медведь осуществлял развивающие функции я его преобразила, сшила ему одежду, тем самым «очеловечила»ипревратила гостем нашей группы. Действие данного практикума на детей таково, что при умелом обращении, можно преодолеть негативные переживания (страх, одиночество, незнакомую обстановку, чужих взрослых и детей, режим дня).

 

Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

Для детей:

Обеспечить чувство комфорта, уюта, защищенности.

Способствовать формированию эмоционально положительного климата в группе.      

Способствовать формированию навыков внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса.

 Для педагога:

Повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

 Для родителей:

Повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители:

• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

• Сформируется родительское стремление к сотрудничеству как с работниками детского сада, так и между собой.

Воспитатели:

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Программа проекта:

  • Ø Организационно-подготовительный – июнь;
  • Ø Основной – август – сентябрь;
  • Ø Заключительный – ноябрь.

Организационно-подготовительный этап:

  • Ø Формулирование воспитателем проблемы, цели, определение продукта проекта, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Ø Изучение методической литературы;
  • Ø Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
  • Ø Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Ø Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Ø Составление и подбор информационного материала для родителей;
  • Ø Исследование социальных навыков детей;
  • Ø Выявление особенностей семейного воспитания;
  • Ø Прогноз вероятной степени адаптации детей.

  Основной:
План реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

Первый этап-подготовительный

1.Изучение литературы по адаптации ребенка в ДОУ.

 2.Определение темы, цели и  задач,

содержания проекта, прогнозирование результата.

3.Подбор игрушки на период адаптации.

 

1.Анкетирование родителей.

2.Беседа - консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”.

Родительское собрание на тему «Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Способы их преодоления».

Второй этап - основной

1.« Мишка» -внесение ростовой куклы.      2.Рассматривание медведя.

3.Обследование медведя.

 3.Чтение и обыгрывание стихотворения   А. Барто “Мишка косолапый…”.

1.Рассматривание медведя.

2.Обследование медведя.

3.Чтение и обыгрывание стихотворения   А. Барто “Мишка косолапый…”.

 

Консультация

Третий этап - заключительный

1.Анализ адаптации детей к условиям детского сада.

2. Сравнительный анализ течения адаптации.

 

1.Занятие - развлечение «В гостях у Мишки». 

 

1. Оформление фотоальбома родителей на тему “Любимая игрушка моего   ребёнка”.

 

Принципы работы:

ü Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);

ü Учёт индивидуальных особенностей ребенка.

ü Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Форма предоставления результатов

• Презентация проекта

• Методические разработки

Основные направления реализации проекта по образовательным областям:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Совместная деятельность педагога с детьми.

1. Беседа «В гости к нам пришел Мишутка, косолапый.»

Цель. Познакомить детей с мишкой. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.

2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование ладошками). Стихотворение А.Барто «Мишка косолапый». Елочки в Мишкином лесу.

Цель. Познакомить с содержанием стихотворения А.Барто «Мишка косолапый», развивать память; закреплять умение прикладывать ладошки к тому месту по указанию педагога, закреплять ранее приобретенные навыки; различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.

3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «На лесной опушке».

Цели. Развивать речь детей. Узнавать и называть фрукты на картинках. Сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать умение прыгать на 2-х ногах.Создать радостное настроение у детей.

4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Мишке».

Цели:  учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

5.Утренняя гимнастика. Игра-зарядка «Мишкина зарядка»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши. Доставить детям радость.

8.Чтение. Знакомство с произведениями о медвежонке.

Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (мишке) через чтение детской литературы. Развивать умение находить иллюстрации с изображением животного

11. Пальчиковые игры: «Медвежонок»

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

13. Подвижно – музыкальные  игры: аудиотека для данного практикума
Цель
. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

15. Дидактические игры «Помоги мишку», «Угости мишку», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».

Совместная деятельность  взрослого с детьми

1.  Игровая ситуация «Встреча гостей».

Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.

2.   Игра парные картинки «Картинка для Мишутки».

Воспитатель стихотворением приглашает детей найти половинки картинок:

В детском саду у меня радость одна: коробка с картинками, стол да стул у окна.

Я из картинки выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…

(Э. Котляр)

Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для Мишутки.

3.  Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением мишек.

4. Сюжетная игра «Медвежата  в гостях у ребят».

Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду.

5.  Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения, поют песни для медвежат).

Результаты реализации проекта:

Выготский Л.С.  полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения, является игра.

 Так результаты данного предметно – практичного пособия показали, что использование  любимой игрушки в игровой деятельности, необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.Именно эта игрушка стала первым неодушевленным объектом, с которым у моих «маленьких человечков»начиналась игровая деятельность. Поэтому, когда наш друг - Мишка прикасался и обнимал моих маленьких воспитанников, его  мягкая шерстка  хорошо успокаивала,и ребенок переставал плакать.

На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка.

2. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком.

3. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Именно с мишкой мы дети проигрывали и переживали все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее.

В результате работы детей с тяжёлой степенью адаптации не наблюдалось.

Лёгкая адаптация  – 24 детей -73%

Средняя адаптация – 9 ребенка — 24%

Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).

Я, конечно, понимаю, что не открыла Америку, не изобрела велосипед. Но я старалась взять все лучшее, что развивалось годами в области отечественной педагогики, и умножить это на современные методики, попробовала внести немного нового подхода к проблемам адаптации в детском саду. Для меня очень важно, чтобы мое игровое пособие, который оказал мне неоценимую пользу, будет применимым моими коллегами для решения достаточно значимых задач во время адаптации ребенка к детскому саду. Мое игровое пособие «Мой друг – мишка», стала участником всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского, где получил оценку 70 баллов от профессионального жюри.
Нет никого на свете изобретательнее человека. Чего он только ни придумает! Вот и я надеюсь, что в далеком будущем, мой практикум приобретет новую значимость в руках творческого человека. А закончить я бы хотела словами словами героя  фильма "Весна на заречной улице" Саша Савченко, который  отвечая на вопрос экзаменационного билета, что такое «многоточие» сказал: «Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…». 

картотека игр пособию мишка.ppt (8.31 МБ)

Литература

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. 2006г.
Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г. Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г
Интернет-ресурсы:
Картинки http://go.mail.ru/search?mailru
 Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В.В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011 – 272 с. Комплексные занятия по программе «От рожлдения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
Косаковская Е. А. «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 1,5 – 3 лет. Весна. Лето. СПб.: Речь, 2011.
Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, М.В, Косьяненко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.

Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

Теплюк С.Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007

Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009

Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007

 видео:


Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1886
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.