Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Участник  выставки - конкурса:

Боронкина Светлана Николаевна,

воспитатель, высшая квалификационная категория.

Соавтор: Горст Оксана Людвиговна,

Воспитатель, высшая квалификационная категория.

МАДОУ д/с №146 города Тюмени          

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

в рамках проекта  «Город мастеров – мир профессий»

«Супермаркет» - творческая, сюжетно-ролевая игра. Предназначена для детей  4-5 лет. В данной игре педагог является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и атрибутов. В дальнейшем инициаторами игры выступают дети. В изготовлении атрибутов в нашей группе участвовали как родители, так и дети. Взрослые изготовили своими руками вывеску «Супермаркет»; указатели отделов: «Игрушки», «Фрукты - овощи», «Товары для дома и дачи», «Молочные продукты», «Бытовая химия», «Кондитерские изделия»; связали из ниток муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий; из коробок смастерили бытовую технику, кассовый аппарат, изготовили столы-прилавки, весы, тележки, помогли сделать деньги, упаковочные пакеты; принесли из дома различные бутылочки из-под бытовой химии и молочных продуктов, кошельки, сумки. Дети в группе сделали муляжи конфет,  вылепили из слоеного теста хлебобулочные изделия и пирожные. Перед игрой была проведены беседы: «Поведение в общественных местах», «Как мы ходим в магазин». С детьми играли в дидактические игры: «Назови магазин», «Что из чего сделано», «Кому что нужно для работы», читали рассказ Ч. Янчарского «В магазине игрушек».

До начала игры в группе была создана игровая обстановка. Началом игры было создание проблемной ситуации: как можно использовать в игре изготовленные своими руками из солёного теста пирожные. Воспитатели оказывали влияние на выбор темы и на развитие сюжета, помогли детям распределить роли, создавали ситуации, побуждающие детей вступать во взаимоотношения друг с другом. Мы играем в эту игру как в группе, так и на улице.

  Цель: Познакомить детей с элементами профессиональной деятельности людей, работающих в супермаркете.

      Задачи:

«Социально - коммуникативное развитие»

Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной   деятельности.

«Познавательное развитие»

Способствовать творческой проектной деятельности группового характера. Расширять представления детей о труде взрослых, развивать интерес к профессиям людей, работающих в супермаркете.Совершенствовать представление детей о способах классификации предметов по типовым признакам (отделы магазина).Формировать умение соотносить предметы заместители (числовые карточки) с количеством денег-ромашек.

«Речевое развитие» 

Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Ввести в  активный словарь детей:  супермаркет, водитель-экспедитор, грузчик, продавец - консультант, уборщица, охранник. Совершенствовать диалогическую форму речи, быть доброжелательным и корректным собеседником.

«Художественно - эстетическое развитие»

Развивать умение активно и творчески применять в игровой деятельности ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации.

«Физическое развитие» 

Обеспечить оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Совершенствовать развитие мелкой мускулатуры руки при работе с различным материалом.

- В рамках проекта познакомились с профессиями:    водитель-экспедитор,  грузчик, продавец, уборщица, охранник.

- Ребята, как вы думаете, откуда к вам домой попадают продукты, одежда, мебель, бытовая техника?  (из магазина)

- Скажите, ребята, есть ли такой магазин, в котором покупатели могут купить все сразу:  молоко и хлеб, мыло и стиральный порошок, посуду, игрушки, тетради с ручками и даже ошейник для собаки? Прямо волшебство какое- то!

А ведь такой магазин существует на самом деле! Может кто-нибудь подскажет, как он называется?  (супермаркет)

- Скоро открытие   супермаркета, и мы приглашаем вас на экскурсию.

(дети проходят через арку)

- Как вы думаете, чем отличается супермаркет от обычного магазина?

(в супермаркете можно брать товары самим, а в магазине нет)

- Да, действительно, ребята, если в обычном магазине товар нам выдает продавец, то в супермаркете мы товар выбираем сами и кладем в корзину или в тележку.

- Супермаркет разделен на отделы. Каждый отдел имеет название. «Отдел бытовой техники», «Отдел молочных продуктов», «Отдел хлебобулочных изделий», «Отдел бытовой техники»

- Как вы думаете, для чего?  (чтобы покупатель находил товар, который ему нужен)

- Для открытия нашего супермаркета нужно подобрать персонал, то есть тех, кто будет работать в нашем большом магазине. У меня есть диплом, позволяющий занять должность директора магазина. Я буду директором магазина.

- Нам на работу требуется водитель- экспедитор.  Чем он занимается?

- Ребята, кто хочет попробовать себя в роли водителя- экспедитора? (один ребенок проигрывает).

- А еще нам требуются, отгадайте кто:

Носит он тяжелые грузы,

Будто мебель иль арбузы.

Утром ведь он рано встал,

За день очень он устал.

«Дайте кто-нибудь мне стульчик» -

                                           Скажет вам уставший …….. (грузчик)

- Итак, нам требуются  грузчики. Что они делают?  (разгружают товар и относят его в магазин). Предложить детям  побывать в роли грузчика.

- В наш супермаркет требуются, отгадайте:

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тетя Люда.

Три эклера, пять колец

Завернул им……… (продавец)

    - В наш супермаркет требуются продавцы- консультанты.  Чем они занимаются?   (продавцы-консультанты раскладывают товар по полкам, развешивают ценники, помогают покупателям при выборе товара).

Чтобы работать продавцом, нужно быть очень внимательными, вот сейчас

мы  проверим.

Игра на внимание  «Какой товар купили».(Из пяти предметов, воспитатель убирает один, дети открывают глаза и угадывают чего не стало)

 Молодцы, ребята, вы все можете занять эту должность, но так как я директор магазина, я назначаю трех продавцов, которые за одну минуту должны расставить товар по полкам.

- Ребята, выбрав товар, куда покупатель с ним идет?  (на кассу)

- Нам требуются кассиры. Что они делают?  (кассир «выбивает» чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу). В нашем магазине деньги – ромашки. Проверим, кто может быстро считать и стать кассиром.

Решите задачку: «Мама купила мороженое за одну ромашку, цветок – за две ромашки и молоко- за три ромашки. Сколько всего ромашек заплатила мама?»  (шесть ромашек).

Вот мы и нашли кассира, можешь приходить  к нам и устраиваться на работу.

В наш супермаркет требуются охранники. Чем они занимаются?  (они следят за порядком в магазине). А еще на работу требуются, угадайте кто:

Моет окна и полы,

Пыль не спрячется в углы.

Как увидит грязь – поморщится,

Вот такая чистюля наша…………(уборщица)

Уборщица должна быть быстрой, ловкой. Кто желает попробовать себя в роли уборщицы.

 Игра «1, 2, 3- порядок наведи».(Рассыпались мячики из коробки. Нужно собрать все мячи обратно в коробку. Брать можно только по одному мячу.)

- Ребята, подумайте, кем бы хотели работать в нашем супермаркете. Ждем вас на работу. А кто не выберет себе работу по вкусу, может приходить к нам за покупками.

- Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?  (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

- Давайте поговорим о поведении в магазине. Как должны вести себя покупатели и продавцы в магазине?  (продавцы- быть вежливыми, покупатели- внимательно смотреть цену, качества товара, производителя, чтобы потом не возникло никаких недоразумений).

- Ребята, а можно уйти из супермаркета, не расплатившись за товар? Например, положить шоколадку в карман? (нет)

- Правильно, это будет воровство. А за воровство наступит наказание.

- А если вы идете с мамой в магазин, вы ее просите что-нибудь купить, а мама не может сейчас купить вам это. Как вы должны себя вести? Можно кричать и требовать? (нет). А можно убегать от мамы? (нет, магазин большой можно потеряться)

Персонал набран, магазин открывается …

Видеоролик организации игры



Поделиться
Комментарии 1
Ирина 22.03.2023 18:14 #
Здорово. Молодцы!!!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 12113
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.