«Русская ярмарка»

Участники выставки - конкурса

Авторский коллектив МБДОУ «Детский сад «Оленёнок»

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко:

Черкова Наталья Николаевна, заведующий первая квалификационной категории

Халитова Луиза Рифовна, заместитель заведующего

Суходольная Светлана Ивановна, заместитель заведующего первая квалификационной категории

Чернова Светлана Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории

Ткаченко Елена Ивановна, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Пастухова Ольга Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории

Асылбаева Надежда Тихоновна, воспитатель

Рамазанова Анфиза Альфредовна, воспитатель первой квалификационной категории

Сафонова Анастасия Викторовна, социальный педагог высшей квалификационно категории

Богулян Светлана Степановна, воспитатель первой квалификационной категории

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Русская ярмарка» 

Введение.

А все началось с ярмарки: «Что за ярмарка? - спросите вы….

Это развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное «Широкой Масленице», которое  проходило в нашем детском саду.

Во  время организации этого мероприятия, педагогами была проведена огромная работа с воспитанниками и их родителями. Это и познавательные беседы, рассматривание иллюстраций знаменитых художников, чтение соответствующей литературы, изучение интересующих вопросов и прочее. По мере получения новых знаний, возникали следующие вопросы. Было переработано невероятно большое количество материала, собрана коллекция исторических справок, сюжетных картинок, сделано немало тематических альбомов,выставок и многое-многое другое. Это было настолько интересно и поучительно как детям, так и нам, взрослым. У детей возникло желание самим организовать свою ярмарку и поиграть в неё. Дело встало за малым, с таким отличным багажом накопленного материала, детям было легко обыграть какой-либо сюжет.

Игры,возникающие по инициативе ребёнка (детей) в свободной деятельности, стали более разнообразными, глубокими  и интересными, педагоги и сами с удовольствием принимают участие в таких играх. Взрослые не вмешиваются в игру, не прерывают её, могут наблюдать,  участвовать или помогать по просьбе детей.

Так и возникло зарождение долгосрочного проекта «Город Мастеров». Он является результатом интеграции управленческих решений руководства дошкольного образовательного учреждения при непосредственном участии коллектива сотрудников и родителей  воспитанников детского сада «Оленёнок».

Пояснительная записка.

«Город Мастеров»

В ходе реализации проекта в качестве одной из ведущих ценностей выдвигается: предпрофильное развития воспитанников. Оно направлено на сохранение позитивных достижений учреждения в ходе реализации  программы по предпрофильному развитию дошкольников. В детском саду разработана и успешно реализуется научно обоснованная система руководства ранним профессиональным развитием ребенка (научный руководитель - И.К.Сидорова, к.п.н.). Результаты реализации модели предпрофильного развития дошкольников свидетельствуют, что коллективу педагогов и родителей удалось добиться определенных успехов в обогащении представлений детей о многообразии мира профессий в обществе, осознании ценностного отношения к труду взрослых,  формировании инициативности детей в выборе интересующего их вида деятельности, в проявлении ими самостоятельности, активности и творчества.Специально организованная работа по предпрофильному развитию воспитанников обеспечила не только расширение кругозора и общей осведомленности детей об окружающем мире, но и формирование у них определенного элементарного игрового опыта профессиональных действий, что, безусловно, способствует  ранней «предпрофессиональной ориентации» дошкольников, обеспечивает формирование таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность в соответствии  с возрастными возможностями детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание — это процесс, который должен проникать во все слои становления и развития личности ребёнка. Патриотизм невозможен без нравственности, ответственности, любви. И всё это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, которые окружают ребёнка.

В рамках реализации данного проекта дети старшего дошкольного возраста еженедельно знакомятся с новыми профессиями через чтение художественной литературы, дидактические игры, презентации, сюжетно-ролевые игры. После знакомства с профессией дети вместе со взрослыми изготавливают атрибуты к данной игре, проговаривают варианты обыгрывания. И после этого дети приступают к непосредственной игре, во время которой учатся применять полученные знания на практике. По мере того, как дети накапливают опыт -  усложняется и обогащается сюжет игры.  Т.к. успех человека в современном обществе определяется не столько объемом полученных знаний, сколько способностью применить эти знания на практике.

А сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в детском саду, должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, творчество, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

Для проведения игр создаются игровые ячейки: общий набор различных видов игрушек, (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок). Все оборудование удобно и легко трансформируется. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.

Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они, прежде всего, должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Важное требование  развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами.

Описание  методической разработки (игры)

Приоритетное направление игры - познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Игра, в рамках проекта «Город мастеров», несет образовательно - социальную функцию, то есть главной и основной целью будет являться реализация открытой социально-образовательной площадки, призванной развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству, обеспечивать дополнительные возможности для удовлетворения познавательных потребностей детей в свободной деятельности и досуге. Реализация всего нашего проекта предусматривает работу, как с детьми,  так и с их родителями.

Практика работы.

 Видеоматериал  демонстрирует сюжетно-ролевую игру, выстроенную в диалоговом раскрытии сюжета, подразумевая  его продолжение и через другие формы работы, например, изготовление атрибутов для этой игры, пошив костюмов, лепки игрушек, создание дополнительных необходимых предметов и т.д.

Во время игры дети знакомятся: с разнообразием профессий, существующих сейчас, и в прошлом; с истоками народной культуры, основными элементами и способами украшения, декорирования, через знакомство с традициями  народных промыслов.

Все это формирует патриотизм, культуру сохранения и развития многонациональных народных традиций, толерантное отношения друг к другу и к людям разных национальностей,  пропаганды здорового образа жизни, активного проведения досуга среди широкой детской и взрослой аудитории.

Развивающая предметно-пространственная среда, согласно ФГОС ДО, предполагает наличие пространства для игры, конструирования, уединения и пр., применения разнообразных материалов, игр и игрушек, обеспечивающий свободный выбор детей, т.е. должна быть вариативна.

Ожидаемые качественные результаты:

-   Организация полезного досуга детей в свободное время;

- Развитие индивидуальной познавательной активности воспитанников, формирование творческой индивидуальности каждого ребенка;

- Обеспечение  совместной деятельности участников детской игровой площадки (педагогов, детей, их родителей).

 - Воспитание толерантного отношения друг к другу;

- Объединение поколения взрослых и детей, а также  развитие дружеских отношений  народов, проживающих в нашем городе.

Авторы надеются, что представленный материал будет полезен  в практической работе: воспитателям детских садов, педагогам учебных центров, в дополнительном образовании, а также всем родителям, заинтересованным в гармоничном, творческой развитие личности детей.

Сюжетно – ролевая игра с детьми старшей группы

«Русская ярмарка»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Цель: приобщать детей дошкольного возраста к истокам русской культуры,

продолжать воспитывать у детей желание познавать традиции своего народа.

Задачи:

 - Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных  традициях и промыслах;

 - Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

  - Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей;

 - Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

 - Продолжать работу по обогащению словаря детей;

 - Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

 - Воспитывать доброжелательное отношение, умение договариваться,  слушать друг друга.

Материал и оборудование:

магнитофон, аудиозапись: русских народных песен  «Золотая ярмарка», «Как у наших у ворот», куклы с атрибутами; купец, купчиха, коробейник, скоморох, молочник, пряха; костюм петрушки,  атласные ленты для игры «Карусель», маски для игры «Петушиные бои», музыкальные инструменты для оркестра

Предварительная работа;

Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, чтение русских народных сказок, разучивание  старинных закличек и игр, изготовление атрибутов для сюжетов игры, индивидуальное разучивание слов с детьми, исполняющими роли.

Работа с родителями:

Помощь в оформлении развивающей среды проекта «Город мастеров».

Ход мероприятия

Звучит песня «Золотая ярмарка».

Воспитатель:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

 Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

- Ребята, а для чего  русский народ ходил на ярмарку?

Дети:

-Чтобы что-нибудь купить.

- Себя показать.

- Песни попеть.

- Хороводы поводить.

- В играх повеселиться.

Воспитатель:

Программа обширная,

Весельем обильная.

Гостей не счесть.

Участников не перечесть!

- Кого же можно встретить на ярмарке?

Дети:

- Скоморохов, они зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления.

-  Петрушек, они пели, танцевали, и проводили веселые игры.

- Коробейников, они продавали на своих лотках всевозможный товар.

- Купцов, они покупали необходимые им товары.

Воспитатель:

- Я приглашаю вас посетить ярмарку.

На ярмарку! На ярмарку!

 Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

- Чтобы поиграть в игру «Ярмарка» нам необходимо повторить все вежливые слова, которые мы с вами знаем, и распределить роли. Какие  вежливые слова, которые вы знаете.

(Здравствуйте, приветствую Вас, до свидания, прощайте, всего Вам доброго, приятного аппетита, будьте здоровы, добро пожаловать, счастливого пути, будьте так добры, разрешите представиться, приятно познакомиться, позвольте Вам помочь).

Воспитатель:

- Молодцы, вы знаете много вежливых слов. Чтобы начать игру выберете по желанию себе роль и место для неё.

(Дети самостоятельно распределяют роли и занимают игровые места.

Начинает представление ребенок, который озвучивает роль куклы Скомороха).

Скоморох:

Эй, не стойте у дверей,

 Заходите к нам скорей!

 Народ собирается -

 Наша ярмарка открывается!

(Продолжают дети с куклами Коробейник, Купчиха, Молочник, Купец).

Коробейник:

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Баранки и ватрушки!

Красиво, приятно,

Для детей занятно!

Купчиха:

Здравствуйте уважаемый!

Коробейник:

Приветствую Вас, зачем к нам пожаловали?

Купчиха:

Я хочу купить у вас кувшин и горшок. Сколько будет стоить моя покупка?

Коробейник:

Горшок стоит 1 рубль, а кувшин 2 рубля.

Купчиха:

Возьмите, пожалуйста, 3 рубля. Благодарю Вас.

Коробейник:

И Вам большое спасибо за покупку.

Купчиха:

- До свидания!

Коробейник:

Всего Вам доброго!

Молочник:

Подходите, честной народ молочко ваш ждет белое, парное, полезное недорогое

Купчиха:

Здравствуйте, молочник, налейте  мне в кувшин парного молока

Молочник:

С вас 1 рубль. Пейте на здоровье, приходите еще. До свидания.

Купчиха:

До скорых встреч.

Скоморох:

 А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

Купец:

Добрый день!

Коробейник:

Будьте здоровы многоуважаемый. Чего желаете?

Купец:

Мне необходимо 2 килограмма баранок и 1 ватрушку. Сколько рублей я должен Вам заплатить?

Коробейник:

С Вас 4 рубля. Приятного Вам аппетита.

Купец:

Спасибо за теплые слова. До скорой встречи.

Коробейник:

Прощайте!

Скоморох :

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Скоморох:

Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбираем нарасхват!

Коробейник:

Платки, гребешки,

Расписные петушки!

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

Стою на краю,

Чуть не даром отдаю:

За загадки и шутки,

За песни, прибаутки!

Воспитатель:

Ярмарка удалая, веселая, расписная, с шутками – прибаутками и интересными загадками

1)То толстеет, то худеет. Громко-громко голосит. (Гармонь.)

2)Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин.)

3)Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)

4)Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба.)

5)Он пыхтит, как паровоз, но на мокром месте нос. (Самовар.)

(Ребенок с куклой Пряха обращается к Коробейнику)

Пряха:

Уважаемый Коробейник, нет ли у вас веретена? Мое сломалось.

Коробейник:

К сожалению нет. Приходите на следующую ярмарку, я принесу.

Пряха:

Спасибо, до встречи.

Скоморох:

 Эй, девчонки, эй, мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

Есть рассказы, есть стихи!

За пословицу прочти!

Воспитатель:

Много русский народ поговорок про труд знает. Я начнупоговорку, а  вы продолжите.

Скучен день до вечера... (коли делать нечего).

Судят не по словам, а... (по делам).

Не пеняй на соседа, когда... (спишь до обеда).

Сделал дело... (гуляй смело).

Делу — время... (потехе — час).

Терпение и труд... (все перетрут).

Хочешь, есть калачи... (так не сиди на печи).

Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда)

Горька работа... (да сладок хлеб).

Кто любит трудиться, тому... (без дела не сидится).

Труд человека кормит, а... (лень портит)

Воспитатель:

На гармонике играет,

Глазками моргает.

Посмотрите-ка, ребята,

Кто вас завлекает.

(Входит взрослый в роли Петрушки)

Петрушка:

- Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите?

Тогда собирайся народ!

Карусель всех девчонок зовёт!

Подвижная игра “Карусель”.

 Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Петрушка:

- Мальчишки, а вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите!  Победителю любой товар на выбор от Коробейника

Подвижная игра «Петушиные бои».

На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Два ребенка по желанию  входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.

Петрушка:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд! Выбирай подряд!

Красиво - приятно, а для всех занятно!

(Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети  подыгрывают).

Петрушка:

Расходись, честной народ, по домам!

Открывала ярмарка двери вам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С вами ярмарка наша прощается.

Воспитатель:

Вот и солнце закатилось -

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

видеоролик организации игры

Использованная литература

 1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. мальчики и девочки: два разных мира. – СПб.: Тускорора, 1998

2.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.,2007.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.,2003.

6. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — Л., 1976.

7. Пастюк О.В. Учимся общаться/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство

8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.- Пособие для работников ДОУ. Изд. – М.: АРКТИ, 2005.

9. Томашева Г.Т. Центр как проект личностного развития ребенка – школа /М, Эврика,  ПЕРЕМЕНЫ 

10.Фирсова Е.Г. Построение пространства перехода от дошкольного возраста к младшему школьному /М, Эврика,  ПЕРЕМЕНЫ 

11.Эльконин Д.Б., Психология игры /. — М., 1978.

 


Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2283
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.