Сюжетно-ролевая игра «Юные кораблестроители»

Участник выставки - конкурса:

Киреева Елена Викторовна,

воспитатель, первая квалификационная категория

МАДОУ ЦРР - детский сад № 50 города Тюмени        


Методическая разработка  по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Кораблестроители» для детей  дошкольного возраста

Актуальность  игры:

Дошкольной детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду. Сюжетно-ролевая игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ценность игры  «Кораблестроители» заключается в том, что дети получают не только «близкий» их окружению опыт, но и представления которые помогли бы им «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения. А это способствует более успешной адаптации и социализации в дальнейшем.

         В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.

 В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений.  

Цель: обогащение и систематизация представлений детей об основных  этапах кораблестроения, формирование элементарные знания о плавательных средствах и правилах поведения на воде

Задачи:

Образовательная:   расширить знания о труде взрослых (кораблестроитель, судостроитель, сборщик деревянных судов, монтер и т.д.), орудиях их труда;

- дать элементарные знания с плавательными средствами (лодка, корабль), материалами для их строительства; правилами поведения на воде;

Воспитательная:  формировать интерес к профессиям судостроения, воспитывать  уважение и благодарность к их труду;

Развивающая: активизировать словарь новыми терминами.

Содержание предварительной работы:

-  Рассматривание иллюстраций в книгах В.Маяковского «Кем быть», «Детская энциклопедия «Скажи мне почему?»,  сюжетных картинок «Строим корабль», иллюстраций различных кораблей

- Заучивание стихотворений (А.Барто «Кораблик»…)

- Чтение С.Маршака «Мы военные»

- Беседа о профессиях (капитан, матрос, кок, боцман); о морской форме; о правилах поведения на воде и корабле

-  Просмотр презентации «Осторожно на воде» и беседа по ней

- Просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Мореплавание Солнышкина», «Кораблик» (из сериала «Лунтик»), «Катерок»

- Аппликация «Кораблик»

- Рисование «Моряки»

- Беседа с детьми о моряках

- Альбом «Все работы хороши» (заполнение)

- Слушание музыки Б.Кабалевский «Походный марш», А.Пахмутова «Про нашу Родину»

- Встреча с родителями, служившими на флоте (

- Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги,  пластмассы, дерева

 


Ход: индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми.

Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль

Игровые действия

Кораблестроитель – разрабатывает план и схему постройки корабля, обсуждает материалы, организует строительство.

 Сборщики, судостроители, монтеры – выполняют команды, собирают корабль по схемам, используя различные материалы и инструменты.

Игры – спутники: «Поликлиника (мед.пунк)», «Моряки», «Столовая», «Путешествие на остров»

Введение временных ролей: связист, врач, водолаз, капитан (для приема судна), повара (обед на верфи), официанты.

Выход из игры:

Прием корабля, спуск корабля «на воду»

Создание проблемных  ситуаций:

 - «При спуске корабля на воду обнаружена течь» - рабочие обнаруживают пробоину в корабле, сообщают об этом ведущему специалисту. Что делать? Как можно пробоину закрыть?  Чем починить корабль? И т.д.

 Ожидаемый результат:

v   Отражение в игре впечатлений о поведении людей в разных ситуациях (полученных посредствам обогащения знаний и представлений)

v   Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованию действий играющих, выполнение игровых действий

v   Самостоятельное (или с наводящей помощью взрослого) распределение ролей  и обыгрывание сюжета в логической последовательности

v   Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности

v   Использование в игре построек разной конструкции

v   Проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья,

v   Развитие речевого общения играющих (двустороннее развитие речи и игры:  речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи). Действия заменяются словом

v   Понимание детьми, что соблюдение правил является условием реализации роли

v   Построение в ходе игры доброжелательных, дружеских отношений,

v   Формирование эмоционального мира детей (школа чувств»)

Литература

  1. Артемов Л.В. Окружающий мир в играх дошкольников – М., 1992.- С. 106.
  2. Грашина Г.Н. Любимые детские игры – М., 1997.- С.174.
  3. Комарова Н.Ф. Как руководитель творческими играми детей: методические рекомендации – Н. Новгород, 1992. – С. 200.

 видеоролик организации игры


Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2287
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.