Сюжетно-ролевая игра «Юные кораблестроители» |
Участник выставки - конкурса:
Киреева Елена Викторовна,
воспитатель, первая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР - детский сад № 50 города Тюмени
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Кораблестроители» для детей дошкольного возраста
Актуальность игры:
Дошкольной детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду. Сюжетно-ролевая игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ценность игры «Кораблестроители» заключается в том, что дети получают не только «близкий» их окружению опыт, но и представления которые помогли бы им «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения. А это способствует более успешной адаптации и социализации в дальнейшем.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений.
Цель: обогащение и систематизация представлений детей об основных этапах кораблестроения, формирование элементарные знания о плавательных средствах и правилах поведения на воде
Задачи:
Образовательная: расширить знания о труде взрослых (кораблестроитель, судостроитель, сборщик деревянных судов, монтер и т.д.), орудиях их труда;
- дать элементарные знания с плавательными средствами (лодка, корабль), материалами для их строительства; правилами поведения на воде;
Воспитательная: формировать интерес к профессиям судостроения, воспитывать уважение и благодарность к их труду;
Развивающая: активизировать словарь новыми терминами.
Содержание предварительной работы:
- Рассматривание иллюстраций в книгах В.Маяковского «Кем быть», «Детская энциклопедия «Скажи мне почему?», сюжетных картинок «Строим корабль», иллюстраций различных кораблей
- Заучивание стихотворений (А.Барто «Кораблик»…)
- Чтение С.Маршака «Мы военные»
- Беседа о профессиях (капитан, матрос, кок, боцман); о морской форме; о правилах поведения на воде и корабле
- Просмотр презентации «Осторожно на воде» и беседа по ней
- Просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Мореплавание Солнышкина», «Кораблик» (из сериала «Лунтик»), «Катерок»
- Аппликация «Кораблик»
- Рисование «Моряки»
- Беседа с детьми о моряках
- Альбом «Все работы хороши» (заполнение)
- Слушание музыки Б.Кабалевский «Походный марш», А.Пахмутова «Про нашу Родину»
- Встреча с родителями, служившими на флоте (
- Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги, пластмассы, дерева
Ход: индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми.
Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль
Игровые действия
Кораблестроитель – разрабатывает план и схему постройки корабля, обсуждает материалы, организует строительство.
Сборщики, судостроители, монтеры – выполняют команды, собирают корабль по схемам, используя различные материалы и инструменты.
Игры – спутники: «Поликлиника (мед.пунк)», «Моряки», «Столовая», «Путешествие на остров»
Введение временных ролей: связист, врач, водолаз, капитан (для приема судна), повара (обед на верфи), официанты.
Выход из игры:
Прием корабля, спуск корабля «на воду»
Создание проблемных ситуаций:
- «При спуске корабля на воду обнаружена течь» - рабочие обнаруживают пробоину в корабле, сообщают об этом ведущему специалисту. Что делать? Как можно пробоину закрыть? Чем починить корабль? И т.д.
Ожидаемый результат:
v Отражение в игре впечатлений о поведении людей в разных ситуациях (полученных посредствам обогащения знаний и представлений)
v Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованию действий играющих, выполнение игровых действий
v Самостоятельное (или с наводящей помощью взрослого) распределение ролей и обыгрывание сюжета в логической последовательности
v Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности
v Использование в игре построек разной конструкции
v Проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья,
v Развитие речевого общения играющих (двустороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи). Действия заменяются словом
v Понимание детьми, что соблюдение правил является условием реализации роли
v Построение в ходе игры доброжелательных, дружеских отношений,
v Формирование эмоционального мира детей (школа чувств»)
Литература
- Артемов Л.В. Окружающий мир в играх дошкольников – М., 1992.- С. 106.
- Грашина Г.Н. Любимые детские игры – М., 1997.- С.174.
- Комарова Н.Ф. Как руководитель творческими играми детей: методические рекомендации – Н. Новгород, 1992. – С. 200.
видеоролик организации игры