Творческие игры. «Зоогеометрия». |
Участник выставки - конкурса:
Киселёва Татьяна Ивановна,
воспитатель, соответствие занимаемой должности
МА ДОУ Голышмановский ЦРР – д/с № 4 «Ёлочка»
Возрастная адресованность: 3-7 лет.
Предназначение: игра представляет собой пособие по ознакомлению и закреплению знаний детей дошкольного возраста о геометрических фигурах, а также закрепление знаний о внешнем виде и характерных особенностях домашних и диких животных. Игра может использоваться как педагогами ДОУ, так и родителями в домашних условиях.
Задачи:
Возраст 3-5 лет: развивать способность составлять фигуры домашних и диких животных из геометрических фигур по образцу; развивать инициативность, умение ориентироваться на плоскости; закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник); учить обыгрывать фигурки в совместной сюжетно-ролевой игре.
Возраст 5-7 лет: развивать способность составлять фигуры домашних и диких животных из геометрических фигур по схеме и собственному замыслу; развивать инициативность, умение ориентироваться на плоскости; закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, полукруг, восьмиугольник и др.); развивать основы аналитико-синтетической деятельности, приемов умственных действий: сравнение, обобщение, классификация; обыгрывать фигуры в режиссерской и самостоятельной игре по замыслу ребёнка.
Оборудование:
3-5 лет: карточки-образцы с фигурами животными; наборы геометрических фигур (по количеству игроков), клей-карандаш; атрибуты для сюжетно-ролевых игр (макет цирковой арены, макет зоопарка, фигура доктора Айболита, макет больницы, макет фермы, макет леса).
5-7 лет: картон белый, коробочный, цветной; ножницы по количеству детей, клей-карандаш; акварельные краски; кисти художественные; карандаши цветные и восковые; шаблоны геометрических фигур для обведения; атрибуты для режиссерских и самостоятельных игр (картонные коробки, кубики, конструктор Лего, бросовый и природный материал и др.).
Игровое правило:
3-5 лет: склеить фигуру животного по образцу; дорисовать необходимые детали; рассказать другим участникам игры, что это за животное, где живет, чем питается, какую пользу приносит. Помогай своим друзьям, доведи дело до конца.
5-7 лет: придумать фигуру животного, вырезать нужные геометрические фигуры для сборки животного, собрать и склеить фигуру животного, дорисовать нужные элементы, составить рассказ по схеме или творческих рассказ, придумать и обсудить правила организации режиссерской или самостоятельной игры. Помогай своим друзьям, помни, все мнения важны, не ссорься, доведи дело до конца.
Усложнения:
5-7 лет: придумать несуществующее животное; придумывание небольших сказок или рассказов о животных; изготовление атрибутов для игр (элементы одежды, украшения, здания, транспорт и др.); показ мини-спектаклей для детей 3-5 лет.
Образовательный эффект: дети закрепляют знания о геометрических фигурах, о домашних и диких животных, об их повадках, особенностях и месте обитания; происходит расширение и активизация словаря детей; закрепляется умение составлять описательные рассказы по схеме и самостоятельно. Развивается мелкая и общая моторика, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; совершенствуется художественно-эстетическое восприятие. Дети учатся соблюдать правила, договариваться друг с другом, учатся распределять роли и обговаривать сюжет игры; усваивают правила безопасной работы с инструментами,
Методические приемы:
3-5 лет
Приемы прямого руководства:
- включение педагога в игру на главных и второстепенных ролях для передачи игрового опыта;
- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере;
- вопросы, поощрение, побуждения к высказываниям (Ты спроси у зайчика, он не голоден?);
- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе не скучно одной? Давай пригласим Лизу);
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога).
Приемы косвенного руководства:
- чтение художественных произведений, драматизация сказок;
- наблюдение за играми других детей;
-напоминания об интересных фактах из жизни животных;
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин);
- создание игровой проблемной ситуации;
- привлечение в игру малоактивных детей.
5-7 лет
Приемы прямого руководства:
- включение педагога в игру по необходимости, принятие на себя роли.
Приемы косвенного руководства:
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы);
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей;
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами);
- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;
- спланировать ход игры, последовательность действий;
- распределить роли, согласовать замысел;
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей);
- анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов;
- чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
- регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
- обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Ход игры:
3-5 лет.
Вариант 1: Воспитатель организует сюрпризный момент: внесение коробки с набором геометрических фигур и шаблонов для выкладывания силуэтов животных. Детям предлагается рассмотреть содержимое коробки. Затем совместно с воспитателем дети выкладывают по образцу любое понравившееся животное.
Вариант 2: Воспитатель заранее готовит макет для сюжетно-ролевой игры (цирк, зоопарк, ветклиника и др.). Затем педагог совместно с детьми выкладывает и склеивает фигуры животных, потом все вместе обыгрывают их согласно сюжету.
5-7 лет.
Вариант 3: Детей заранее знакомят с литературным произведением, которое будет инсценироваться. Изготавливаются персонажи, декорации, распределяются роли. Дается представление для детей младших групп.
видеоролик организации игры