«Математическая вертушка» |
Участники выставки - конкурса:
Луфиренко Наталья Анатольевна,
воспитатель, высшая квалификационная категория
Баранова Елена Александровна
воспитатель, высшая квалификационная категория
МАДОУ д/с №146 города Тюмени
Дидактическая многофункциональная игра «Волшебная математика»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через занимательные дидактические игры математического содержания.
Задачи:
- Выделение ярко выраженных признаков конкретных предметов: цвет, форма, величина.
- Формирование представления о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.
- Закрепление умения находить один и много предметов в специально - созданной обстановке, пользоваться словами один, много;
- Формировать пространственные представления «от себя»: слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу.
- Учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, моделировать новые геометрические фигуры из 2-3 деталей.
Описание.
Наша многофункциональная игра «Волшебная математика» состоит из 2 частей: верхней и нижней.
Верхняя часть это игровой маркер из двух полос пластика в виде вертушки, состоящей из 4 отсеков, где живут веселые геометрические фигуры: квадрат - «Квадрик», круг - «Кругляш», треугольник - «Тригубик». В первом отсеке живут квадратные жители - это вязанные кошельки, от большого до малого размера с красивыми застежками, которые можно расстегивать и застегивать, разного цвета и формы; бумажные квадраты, которые прикрепляются к вертушке прищепками, цифры от 1 до 4 обозначающие углы квадрата.
Во втором отсеке живут «Кругляши» -это различные картинки, предметы круглой формы, вязанные фигуры- круги разного цвета и величины.
Третий отсек включает геометрические фигуры – треугольники, из которых собираются замечательные картинки.
В четвертом отсеке живут «Волшебные» фигуры- «Кубарики» разного размера, цвета и прищепки, с помощью которых все крепиться на вертушке и из которых конструируют дети очень интересные фигуры.
Нижняя часть нашей конструкции представляет мобильный уголок уединения в группе, который можно складывать. Он состоит из чехла, который одевается на стол. Сверху он представлен в виде белой скатерти с геометрическими фигурами разного цвета и формы, а «бока» оформлены в виде домика. Дети могут уединиться в домике, а выйдя из него поиграть с детьми в «Волшебную математику».
Ход игры:
В: Я приглашаю вас в сказку, но не простую, а математическую.
В некотором волшебном царстве государстве стояла «Математическая вертушка». И жили в ней три брата - геометрические фигурки: квадрат -«Квадрик», круг-«Кругляш», треугольник - «Трегубик» и у каждого у них была своя комната. Дети дайте познакомимся и поздороваемся с ними. Ребята, какая это фигура? Дети здороваются и называют фигуры.
В: Квадрат - «Квадрик», у него все стороны равны, углы все прямые, он может быть большим и маленьким. Давайте посчитаем сколько сторон у квадрата? Дети считают и рассказывают, что видят перед собой (это волшебные вязанные кошельки разного размера, цифры от 1до 5,картинки квадратов разной формы и цвета.) Рядом с «Квадриком» жил «Кругляш». Ему очень нравились картинки мячей разного цвета и формы, смайлики, картинки яблок, цветов, ягод, вязанные круги разного цвета и размера.
Посмотрим кто еще в вертушке живет? Какая дети это фигура? (треугольник - Трегубик). «Трегубик» позвал к себе своих братьев «Квадрика» и «Кругляша». Они так веселились, что не заметили, как складываются интересные картинки, давайте поможем им их составить.
И в последней комнате нашей «Вертушки» живут «Кубарики» разного цвета и размера, их можно так переставлять, что получится и башня, и домик. В ходе проигрывания, детям предлагаются следующие игры:
Дидактическая игра «Посчитай, сколько квадратных кошельков»
Цель: упражнять в счете предметов.
Ход игры: На столе расположены 4- 5 кошельков разного размера. Дети раскладывают кошельки от большого к малому и считают их.
Дидактическая игра «Узнай форму предмета»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Ход игры: На столе расположены карточки с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает фигуру маленького размера. Дети должны показать большую такую же фигуру.
Дидактическая игра «Найди свою комнату в вертушке».
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Ход игры: На столе лежат разные картинки и предметы, рассмотрите их потрогайте и найдите ту комнату в вертушке, где будут находится эти предметы и картинки. Расскажите мне, как вы догадались? Какой формы эти предметы?
Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: учить правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Ход игры:
В: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 4-х детей. Они по порядку размещают и называет фигуры, место их расположения. Затем дети становится спиной к вертушке, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Дети поворачивается и отгадывает, что изменилось.
Дидактическая игра «Собери картинку из фигур»
Цель: учить правильно называть фигуры, развивать фантазию.
Ход игры: Из геометрических фигур по картинкам собирается дом, черепаха, неваляшка, рыба, машина.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Ход игры: Детям предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
Когда дети захотят отдохнуть, уединится, они забираются во внутрь нашей волшебной вертушки и продолжают играть в ней.
видеоролик организации игры