Цель: закреплять навыки звукового анализа слов и умение моделировать звуковую схему слова, используя предметные картинки слов-названий объектов живой природы.
Игровое задание:
1 вариант: составить соответствующую звуковую схему к определённой картинке.
2 вариант: подобрать картинку к заданной схеме слова.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Методические рекомендации для проведения игры
Звуковой анализ – многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Назови, кто (что) это? Ребенок называет слово-предмет, затем повторяет, выделяя голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова. После того, как он выделен, называет звук изолированно, характеризует его, моделирует, затем повторяет то же с остальными звуками в слове. В дифференциации согласных и гласных звуков ориентируем ребенка на наличие (отсутствие) преграды во рту; при различении твердости-мягкости согласного звука учитываем улыбку. Например, ребенок произносит: «Это кот. Кот. Первый звук [К]. Он согласный, твердый. Обозначаем синим цветом. Кооот. Второй звук [О]. Он гласный. Обозначаем красным цветом. Кот. Третий звук [Т]. Он согласный, твердый. Обозначаем синим цветом. В слове КОТ три звука».
Дополнительный развивающий потенциал игры
Картинки для игры подобраны таким образом, что их можно объединить под общим названием «живая природа» и классифицировать по группам «экосистема», «растения» и «животные», «деревья», «травянистые растения», «животные жарких стран», «обитатели водоёма», «домашние животные», «обитатели луга», «обитатели леса». Педагог в ходе игры может не только закреплять умение объединять предметы в группы, но и уточнять знания ребенка о конкретном растении или животном и взаимосвязях в живой природе, в том числе, пищевых цепочках.
Вариант организации игры
(2-4 участника, большее количество не рекомендуется, т. к. детям сложно длительное время ждать своей очереди для действий с пособием)
Ребята, поиграем в «Звукарик»!
Как определим очередность, кто первый дает задание?! По считалке, а потом по часовой стрелке.
Варианты заданий:
- Собери звуковую схему этого слова. Поясни. (Дети часто придумывают аналогичные задания. Когда очередь дойдет до педагога, он предлагает другое задание (более сложное).
- Найди картинку, подходящую к моей звуковой схеме. Поясни.
Далее применяем классификацию:
- Составь звуковую схему слова-названия жителя леса (обитателя водоема, травянистого растения, животного жарких стран, лесной птицы и т. д.)
- Найди картинку, подходящую к моей звуковой схеме, среди названий деревьев (экосистем, обитателей луга и т. д.)
- Мы составляли схемы …….., а можно все эти названия предметов объединить в общую группу? Правильно, живая природа. А почему в этом альбоме нет картинок слов пол, меч, люк, ведь они тоже из трех звуков?! Да, это создано руками людей. А давайте мы с вами создадим еще один альбом для игры, а в нем будут нарисованные картинки слов-предметов, созданных руками человека. Кто-то нарисует мяч, кто-то нож, другой - шар… (возможность творческого участия детей в игре с тем, чтобы её разнообразить и вызвать ещё больший интерес).
-Вы умницы, справляетесь со сложными заданиями. В нашей игре победила … (дружба). Продолжайте играть самостоятельно!