«Использование дидактических игр «Дары Фрёбеля» как средство экологического воспитания детей |
Участник выставки - конкурса:
Шевченко Светлана Валерияновна,
воспитатель, высшая квалификационная категория
МБОУ"Прогимназия "Эврика"
Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Муравленко,
«Использование дидактических игр «Дары Фрёбеля»
как одного из средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Дидактическая игра "Бабочки"
Возраст участников: от 4 лет
Количество участников: 2 и более
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно - эстетическое развитие"
Используемые материалы: Наборы №7, 8, 9, 10 (Дары Фребеля)
Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы ( на примере бабочек); обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.
Описание игры:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
(Бабочка)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру"Бабочки"
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и вспомните названия этих бабочек.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете об этих насекомых? (Ответы детей.)
Дети делают бабочку в технике оригами.
Воспитатель: А, что нужно сделать, чтоб нашим бабочкам не было так грустно? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать из наборов (Дары Фребеля)
им домики (цветы).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы у вас красивые получились цветочки. Посадите ваши бабочки на цветочки.
Воспитатель: Ребята, вспомните в какую игру мы с вами играли?
Что мы строили для наших бабочек? С помощью чего у нас получились такие красивые цветы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, сделайте вывод, как вы будете относиться к насекомым?
Я очень, дети вас прошу:
Любите всё живое,
Ведь у нас одно на всех
Небо голубое!
Модификация игры: дети делают "Цветок" в технике оригами, бабочек собирают из наборов.
Учение Ф.Фрёбеля включало многие прогрессивные идеи, используемые и сегодня:
1)представление о ребенке как о развивающейся личности;
2)трактовка развития как деятельного вхождения ребёнка в мир природных и общественных явлений;
3)утверждение игры как основы воспитания в детском саду;
4)разработка дидактических материалов, методики развития речи, содержания занятий в детском саду.
Дидактические игры были включены как в свободную игровую деятельность, так и в непосредственно образовательную деятельность с детьми.
В представленном комплексе игры являются адаптированным вариантом идей Ф.Фрёбеля при реализации задач образовательных областей:
«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора, первичных представлений о себе, собственных возможностях и особенностях.
«Художественно-эстетическое развитие» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов.
«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
«Физическое развитие» - развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов игровой деятельности друг с другом и взрослым.
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Каждая из игр, решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей.
В ходе проведения игр мы старались сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что её отличало бы от занятий (бесед, рассказов). Занимательность мы старались заключить в сами правила игры, которые побудили бы ребёнка к активной мыслительной деятельности. Кроме того, были использованы такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов - интересный игровой момент, так как требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться. Этим игровым приемом заканчивалась ни одна дидактическая игра.
Было предусмотрено, чтобы во время игры активны были все дети: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.
Комплекс дидактических игр, направленный на повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей
Дидактическая игра «Одного поля ягоды»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цели: формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира; формирование экологической воспитанности.
Содержание работы: развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Используемые материалы: наборы №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Описание игры: воспитатель рассказывает детям, как выводят новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут). Затем предлагает поиграть в игру. Для этого выкладывает из двух разных веревок замкнутые пересекающиеся плоскости и рассказывает детям, что в саду посадили два разных вида ягод: в одной части круглые, а в другой красные (можно использовать другие признаки), и через некоторое время в саду появились ягоды с двумя этими признаками. Детям предлагается самостоятельно подобрать и выложить получившиеся ягоды.
Модификация игры:
- использование всех наборов и сортировка по разным признакам.
- Воспитатель предлагает детям самим составить подобные «посадки», вывести гибрид и придумать ему название.
Дидактическая игра «На лугу»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели: формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира; формирование экологической воспитанности.
Содержание работы: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Используемые материалы: наборы №№ 7, 8, 9, 10
Описание игры: воспитатель предлагает поиграть в игру. Целесообразно спросить у детей, что такое луг, что на нем растет, кто живет и пр., каких домашних животных знают дети, кто из них пасется на лугу? Дети делают основу – аппликацию «Трава». Воспитатель предлагает детям «поселить» на лугу его обитателей, собранных из наборов, но с одним условием: кого поселить, дети узнают по «телефону». Дети становятся в шеренгу, воспитатель шепчет ближайшему к нему ребенку название животного. Дети передают его по цепочке. Последний в цепочке ребенок выкладывает это животное из деталей наборов. Когда композиция будет закончена, дети обсуждают, это ли животное просил «поселить» на лугу воспитатель.
Модификация игры: дети, которые сконструировали одинаковых животных, объединяются и строят дом.
Дидактическая игра «Кормушка для птиц»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели: формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира; формирование экологической воспитанности.
Содержание работы: воспитание эмоционально-отзывчивого отношения к природе; формирование представлений об объектах окружающего мира, разнообразии мира природы, развитие интереса к совместным играм; усвоение норм поведения, принятых в обществе, развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Используемые материалы: наборы №№ 2, 3, 4, 5,6, 7,8, 9,10, 11
Описание игры: воспитатель рассказывает детям, что с наступлением холодов птицам, которые не улетают в теплые края (зимующим птицам), становится все сложнеё добывать себе пищу. Поэтому люди должны заботиться о них, строить специальные места для кормления и приносить туда корм. Также необходимо спросить, каких зимующих птиц знают дети и чем питаются эти птицы. Далеё дети строят из наборов кормушки, делают птичку в технике оригами, выбирают, какой птичкой кто хочет быть, «летают» смотрят, кто чем питается.
Модификация игры: строительство скворечников, клеток, птичьих дворов.
Дидактическая игра «Посади дерево»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цели: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование экологической воспитанности.
Содержание работы: развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование осмотрительного и бережного отношения к природе; формирование предпосылок экологического сознания, первичных представлений об отношениях объектов окружающего мира; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы №№ 7, 8, 9,10, 12
Описание игры: воспитатель рассказывает детям о растениях (какие они бывают, для чего они нужны, как их можно вырастить и сохранить и т.д.). Целесообразно спросить, какие деревья дети знают. Затем воспитатель предлагает «вырастить» свое дерево. Для этого дети делятся на пары, выбирают себе «семечко», договорившись о том, какое дерево они хотят посадить, и высаживают его в «землю» (набор № 12). Другие пары не должны знать, какое дерево было посажено. Пары начинают ухаживать за своими деревьями, с помощью «инструментов» из других наборов (№ 8, 9). Когда они решают, что их «семечко» проросло, отходят в сторону, тем самым устанавливается очередь для показа «роста дерева».
Воспитатель описывает движения, которыми можно изображать разные деревья: «Сначала деревцо маленькое – садимся на корточки. Вот дерево начинает расти – поднимаем руки вверх, выпрямляемся и тянемся (встаем на носочки). Пальма – руки поднимаем вверх, ладошками вниз (это листья), плавно покачиваем руками. Елочка – руки вниз и в стороны, ладошками вверх. Дуб – он большой, сильный – широко расставляем ноги, согнутые в локтях руки поднимаем над головой».
Модификация игры: «посадить» различные растения, сконструировать их из элементов наборов.
Дидактическая игра «Стихийные бедствия»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; формирование экологической воспитанности.
Содержание работы: формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.
Используемые материалы: наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6
Описание игры: воспитатель уточняет у детей, какие явления природы они знают и чем эти явления природы могут быть опасны для человека. Целесообразно объяснить, что такое стихийное бедствие. Для этого дети строят разные дома из наборов. Когда строительство будет закончено, воспитатель показывает, как можно изобразить землетрясение (стучать ладошками по столу) и ураган (дуть со всех сторон с большой силой). Когда «стихийные бедствия» закончились, дети проводят «восстановительные работы». Перед их началом воспитатель спрашивает, почему одни дома разрушились, а другие нет. Далеё воспитатель предлагает детям построить такие дома, которые будут устойчивы к стихийным бедствиям, и попробовать проиграть эту ситуацию еще раз.
Модификация игры: дети строят вместе большой дом, устойчивый к стихийным бедствиям.
Дидактическая игра «Поможем лягушке»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цели: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование экологической воспитанности.
Содержание работы: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.
Используемые материалы: наборы №№ 7, 8, 9, 10, 11
Описание игры: воспитатель читает сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Уточняет у детей, какие выводы они сделали из этой сказки, кратко рассказывает, что такое болото и чем оно отличается от других природных сообществ, какую опасность может в себе таить. Предлагает детям построить из наборов болото (кувшинки, кочки и т.д. –) и поселить в нем лягушек, выполненных из деталей наборов и в технике оригами.
Модификация игры: дети организуют лягушкам путешествия в разные места.
видеоролик организации игры