Дидактическая игра «овощи»

Участники выставки - конкурса:

Федорчук Ольга Анатольевна, учитель-логопед

Баранова Оксана Владимировна, воспитатель

Шелягина Светлана Сергеевна, воспитатель, высшая категория

МАДОУ ЧЕРВИШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СИБИРЯЧОК»

Цель: закрепление и обобщение имеющихся знаний об овощах.

Задачи: развитие навыков символизации, умения «читать» пиктограммы. Формирование грамматических категорий и речевой активности, расширение словарного запаса. Развитие активности и самостоятельности мышления.

Возрастная категория: средний и старший дошкольный возраст.

Атрибуты для игры: кубик с изображением на всех шести плоскостях пиктограмм мини-игр; картинки овощей; игрушечные овощи; игрушечная посуда: кастрюля, сковорода и тарелка; карточки со стрелками; контуры изображения овощей, наложенные друг на друга; мешочек; мяч.

Правила игры: дети по очереди кидают кубик и «читают» изображенную пиктограмму на верхней стороне, называют, какая игра здесь зашифрована, сами объясняют правила игры или с помощью ведущего-взрослого.

Мини-игры:

1. «Вершки и корешки»

Цель: закрепление знаний о способе произрастания овощей.

Атрибуты: муляжи овощей или картинки, карточки со стрелками.

Ход: Вариант 1: взрослый показывает овощ, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают.

Вариант 2: ребенок выбирает себе картинку овоща и рядом ставит карточку (со стрелкой вверх – значит овощ растет на земле; со стрелкой вниз – значит овощ растет под землей).

2. «Как называется блюдо?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные в женском, мужском и среднем роде.

Атрибуты: картинки овощей, игрушечная кастрюля, сковорода, тарелка.

Ход игры: ведущий объясняет, что в кастрюле можно сварить суп, в сковороде приготовить запеканку, а в тарелку положить пюре. Ребенок выбирает картинку овоща, кладет в кастрюлю, тарелку или сковородку и называет блюдо из него. Например:  картофель: суп картофельный, пюре картофельное, запеканка картофельная.

3. «Овощ и его тень»

Цель: развитие умения образовывать существительные в родительном падеже; развитие зрительного восприятия, внимания.

Атрибуты: картинки овощей и их тени.

Ход: каждый ребенок подбирает себе карточку с тенью овоща, называет, чья это тень (тень перца, тень кукурузы, тень редиски, тень помидора…), затем подбирает цветную картинку, составляя пару.

4. «1, 2, 5»

Цель: учить согласовывать существительные с числительными в роде.

Атрибуты: картинки овощей и цифры 1, 2, 5.

Ход: на столе лежат цифры 1, 2, 5, ребенок выбирает себе один овощ и называет его с числительным. Например: один огурец, два огурца, пять огурцов.

5. «Контуры»

Цель: учить соотносить предмет и контур изображения, развивать зрительную память, целостное восприятие, пространственное мышление.

Атрибуты: карточки с контурами изображения овощей, наложенные друг на друга.

Ход: рассмотреть контуры предметов на карточке, обвести пальцем контур одного овоща, загаданного ведущим.

6. «Доскажи словечко»

Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Варианты мини-игр для второго кубика:

 7. «Подбери к овощу листок»

Цель: закрепление знаний о строении растений; развитие зрительного восприятия, внимания.

Атрибуты: карта с изображением на одной стороне овощей, а на другой их листьев.

Ход: ведущий просит по очереди показать овощ и его лист. Проверить правильность ответа можно, «пройдя» по дорожке.

8. «Форма и цвет»

Цель: развитие зрительного восприятия, навыков сравнения предметов с формой, закрепление названий цветов и их оттенков.

Атрибуты: муляжи овощей или картинки, карточка с разными формами и цветами.

Ход: ведущий загадывает загадку; например: этот овощ по форме похож на длинный овал и имеет светло-зеленый цвет. Что это? Дети отгадывают и составляют свою загадку.

9. «Чудесный мешочек»

Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; развитие умения описывать предмет.

Атрибуты: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: ребенок, опустив руку в мешок, нащупывает овощ  и называет его, не видя, что это конкретно. Или описывает попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, форму), чтобы другие дети отгадали.

10. «Один - много»

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Атрибуты: мяч.

Ход: ведущий называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор – помидоры…»

11. «Назови ласково»

Цель: учить словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Атрибуты: предметные картинки с изображением овощей.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо  овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» (помидорчик).  Аналогично называются другие овощи: огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук - лучок, картошка – картошечка.

12. «Целое и часть»

Цель: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого овоща и его части.
Атрибуты: картинки целых овощей  и их частей.

Ход: каждый ребенок берет себе одну картинку и накладывает на картинку с изображением этого овоща в разрезанном виде.

Пальчиковая игра «Овощи»

(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с мизинца на обеих руках.)

У Лариски две редиски,

У Алешки - две картошки,

У Сережки-сорванца - два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

видеоролик организации игры

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3426
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.