Дидактическая игра «овощи» |
Участники выставки - конкурса:
Федорчук Ольга Анатольевна, учитель-логопед
Баранова Оксана Владимировна, воспитатель
Шелягина Светлана Сергеевна, воспитатель, высшая категория
МАДОУ ЧЕРВИШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СИБИРЯЧОК»
Цель: закрепление и обобщение имеющихся знаний об овощах.
Задачи: развитие навыков символизации, умения «читать» пиктограммы. Формирование грамматических категорий и речевой активности, расширение словарного запаса. Развитие активности и самостоятельности мышления.
Возрастная категория: средний и старший дошкольный возраст.
Атрибуты для игры: кубик с изображением на всех шести плоскостях пиктограмм мини-игр; картинки овощей; игрушечные овощи; игрушечная посуда: кастрюля, сковорода и тарелка; карточки со стрелками; контуры изображения овощей, наложенные друг на друга; мешочек; мяч.
Правила игры: дети по очереди кидают кубик и «читают» изображенную пиктограмму на верхней стороне, называют, какая игра здесь зашифрована, сами объясняют правила игры или с помощью ведущего-взрослого.
Мини-игры:
1. «Вершки и корешки»
Цель: закрепление знаний о способе произрастания овощей.
Атрибуты: муляжи овощей или картинки, карточки со стрелками.
Ход: Вариант 1: взрослый показывает овощ, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают.
Вариант 2: ребенок выбирает себе картинку овоща и рядом ставит карточку (со стрелкой вверх – значит овощ растет на земле; со стрелкой вниз – значит овощ растет под землей).
2. «Как называется блюдо?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные в женском, мужском и среднем роде.
Атрибуты: картинки овощей, игрушечная кастрюля, сковорода, тарелка.
Ход игры: ведущий объясняет, что в кастрюле можно сварить суп, в сковороде приготовить запеканку, а в тарелку положить пюре. Ребенок выбирает картинку овоща, кладет в кастрюлю, тарелку или сковородку и называет блюдо из него. Например: картофель: суп картофельный, пюре картофельное, запеканка картофельная.
3. «Овощ и его тень»
Цель: развитие умения образовывать существительные в родительном падеже; развитие зрительного восприятия, внимания.
Атрибуты: картинки овощей и их тени.
Ход: каждый ребенок подбирает себе карточку с тенью овоща, называет, чья это тень (тень перца, тень кукурузы, тень редиски, тень помидора…), затем подбирает цветную картинку, составляя пару.
4. «1, 2, 5»
Цель: учить согласовывать существительные с числительными в роде.
Атрибуты: картинки овощей и цифры 1, 2, 5.
Ход: на столе лежат цифры 1, 2, 5, ребенок выбирает себе один овощ и называет его с числительным. Например: один огурец, два огурца, пять огурцов.
5. «Контуры»
Цель: учить соотносить предмет и контур изображения, развивать зрительную память, целостное восприятие, пространственное мышление.
Атрибуты: карточки с контурами изображения овощей, наложенные друг на друга.
Ход: рассмотреть контуры предметов на карточке, обвести пальцем контур одного овоща, загаданного ведущим.
6. «Доскажи словечко»
Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Варианты мини-игр для второго кубика:
7. «Подбери к овощу листок»
Цель: закрепление знаний о строении растений; развитие зрительного восприятия, внимания.
Атрибуты: карта с изображением на одной стороне овощей, а на другой их листьев.
Ход: ведущий просит по очереди показать овощ и его лист. Проверить правильность ответа можно, «пройдя» по дорожке.
8. «Форма и цвет»
Цель: развитие зрительного восприятия, навыков сравнения предметов с формой, закрепление названий цветов и их оттенков.
Атрибуты: муляжи овощей или картинки, карточка с разными формами и цветами.
Ход: ведущий загадывает загадку; например: этот овощ по форме похож на длинный овал и имеет светло-зеленый цвет. Что это? Дети отгадывают и составляют свою загадку.
9. «Чудесный мешочек»
Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; развитие умения описывать предмет.
Атрибуты: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: ребенок, опустив руку в мешок, нащупывает овощ и называет его, не видя, что это конкретно. Или описывает попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, форму), чтобы другие дети отгадали.
10. «Один - много»
Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Атрибуты: мяч.
Ход: ведущий называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор – помидоры…»
11. «Назови ласково»
Цель: учить словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Атрибуты: предметные картинки с изображением овощей.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» (помидорчик). Аналогично называются другие овощи: огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук - лучок, картошка – картошечка.
12. «Целое и часть»
Цель: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого овоща и его части.
Атрибуты: картинки целых овощей и их частей.
Ход: каждый ребенок берет себе одну картинку и накладывает на картинку с изображением этого овоща в разрезанном виде.
Пальчиковая игра «Овощи»
(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с мизинца на обеих руках.)
У Лариски две редиски,
У Алешки - две картошки,
У Сережки-сорванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.
видеоролик организации игры