Авторское пособие «Времена года»

Участник выставки - конкурса:

Липихина Гульсем Мубиновна

воспитатель высшей категории

МАУДО «Детский сад №7», 

структурное подразделение 2, г. Ялуторовск

Авторское пособие «Времена года»

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развить их познавательную и творческую активность, речь, наблюдательность, самостоятельность, поэтому окружение для воспитанников должно быть ярким, интересным, эстетически привлекательным и мобильным.

Каждая пора года прекрасна по-своему. В глазах детей все времена года выглядят наподобие нового мира с яркими красками и ощущениями. Лучше всего начать знакомство ребенка со всеми сезонами в году.  Поэтому в нашей группе были созданы четыре картины: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», которые наглядно демонстрируют особенности каждого сезона.

Для создания картин «Времена года» были выбраны окна, в группе их три. Окна оформлены разноцветными шторами, что создаёт благоприятную энергетическую обстановку.Выбор цвета штор не случаен. Для осени – желтый, потому что тёплый и в это время года много оттенков желтой краски (деревья, трава, листья). Для зимы – синий, потому что холодный, влажный, спокойный, как и зима, а ещё при изображении снега, воды, мы часто используем синюю краску. Для весны – розовый, потому что прохладный, и в это время года происходит пробуждение природы, обновление, появляются новые краски. Лишь картина лета была оформлена на желтой стене.Но желтый цвет – это цвет солнышка, которое нас согревает, дарит жизнь.

   Важной задачей было подобрать сюжет к картинам, чтобы глядя на изображение ребенок мог самостоятельно рассказать о любом времени года.

Данное пособие можно использовать для детей старшего возраста, добавляя, заменяя объекты.

Работая с картинами, мы решаем ещё несколько задач. Во-первых,картины носят развивающий характер,способствуют умственному развитию детей.  Во-вторых,расположение  пособия способствует профилактике дальнозоркости и близорукости у детей. В – третьих, окна не выглядят пустыми, такой стиль не утомителен для зрительного и умственного восприятия.Все смотрится легко, органично и очень нравится детям.

Знакомство детей с временами года  проходит в течение всего учебного года.Для каждого сезона  подобраны дидактические, музыкальные  игры, песни, загадки, художественные произведения, упражнения, проблемные ситуации.  Их можно использовать во всех видах деятельности детей: беседах, наблюдениях, играх, художественной деятельности.

Во время  беседы стараюсь не только давать  информацию об окружающем мире, но и стимулирую интерес к экологической культуре, задаю детям наводящие и проблемные вопросы: « Почему заяц зимой поменял шубку?», « Сравните снеговиков зимой и весной?», «Чем вас лето может порадовать?», « Чем осень может огорчить?»,

«Какие ваши любимые развлечения зимой?», «Чем вас весна может удивить?», «А какое ваше любимое время года?»и т.д. Темы бесед разнообразны.

Чтение художественной и познавательной литературы,  экологических сказок о временах года, путем показа и соотнесения с картинами, помогает детям лучше запомнить и понять о чем идет речь.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.  

Во время прогулок и наблюдений, сопоставляя образы с реальными предметами, объектами природы, дети приобретают реалистические представления о характерных признаках данного времени года.

Во время игр у детей формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные интересы, любознательность, активность, самостоятельность.

Дидактическая игра «Куда пойдем?».

Цель: совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве; закреплять знания о сезонной одежде; развивать связную речь.

Оборудование:  плоскостные куклы – мальчик и девочка, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов, различные предметы обихода (зонтик, плетеная корзина, грабли, лопата, школьный портфель и т. д.)

Ход игры

На каждом столе – одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка кукла – мальчик или девочка. Воспитатель предлагает детям выбрать сезон, рассмотреть картину, определить какая бывает погода в это время года и вид занятия. Затем дети начинают одевать кукол соответственно выбранному сезону и подбирают нужный для занятия предмет.

Дидактическая игра «Времена года».

Цель:учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных.

Ход игры

Дети разбиваются на четыре команды: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна». Ведущий предлагает детям рассказать, опираясь на картину, о своем времени года.

 -сезонные изменения в природе. ( Весной  яркое, теплое солнце. Потеплело. Тает снег. Проталины, Выпадает то дождь, то снег. Капель. Летом жаркое солнышко, очень тепло. Идет теплый дождик.  Зимой холодно. Идет снег. Солнышко часто прячется за тучки. Снегопад. Осенью похолодало. Идет дождь. Солнышко прячется за тучки.)

- сезонные изменения в жизни растений: (Летом много цветов, ягод, грибов. На деревьях зеленые листочки. Трава зеленая. Весной распускаются почки. На проталинках появляются подснежники. Люди высаживают рассаду. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Много цветов. Листопад. Зимой деревья голые, укрыты снежным одеялом.)

- сезонные изменения в жизни животных, птиц. (Весной  прилетают грачи, ласточки скворцы. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов.   У  медведицы, зайчихи появляются малыши. Лето – птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать. Осенью птицы улетают в тёплые края.  Белка запасает орехи на зиму в дупло. Зимой медведь спит в берлоге. Прилетает на кормушку снегирь. Заяц поменял шубку.)

–  развлечения детей. (Весна – дети пускают кораблики в ручье. Лето – дети купаются в реке, загорают. Осень – дети идут в школу, собирают ягоды, грибы. Зима – дети катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц.  Люди встречают Новый год.)

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель:закрепить знание и представление о признаках времен года; воспитывать умение замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а они должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» – и объяснить, что бывает и чего не бывает.

Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен сказать: «Так не бывает. Летом снега нет».

 Дидактическая игра «Лови – назови».

Цель: закрепление знания названий и порядка следования времен года (месяцев и дней недели).

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Воспитатель  бросает мяч ребёнку и говорит: «Зима, а за нею?». Ребёнок  должен вернуть мяч со словом «весна» и т.д.

Дидактическая игра «Зимние слова» ( «Летние слова», «Весенние слова», «Осенние слова»).

Цель: закрепление знаний о временах года, обогащение словарного запаса.

Оборудование: палочка-эстафета.

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель называет какое-либо время года и отдает палочку ребёнку. Получивший палочку должен назвать какое-либо слово этого времени года и передать эстафету следующему товарищу. Тот называет другое слово этого времени года и передает палочку и т.д. Побеждает тот, кто последний назовет слово.

(Зима – холод – мороз - Новый год – снегопад – снежинки – снеговик – лыжи и т.д.)

 Необычное  оформление развивающих зон приносит новизну,  новое настроение и новое восприятие, а у детей – просто восторг! Я  надеюсь, что детям в детском саду приятно будет проводить время, играть, учиться и развиваться.

Попробуйте пофантазировать, поэкспериментировать и Вы, друзья!  Думаю, и у Вас получится!

 

 

Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн - голосование за "Приз зрительских симпатий". (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>

1,2,3 МЕСТО в выставке - конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)

16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.

Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса! Вы можете поставить в ленту новостей призыв к голосованию за Ваш детский сад, создать группу поддержки.

Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.

Поделиться
Комментарии 1
Александра 18.05.2017 14:25 #
Очень понравилась работа Галины Михайловны! Думаю нашим детям тоже понравилось ведь все такое красочное, интересное, сказочное такая работа просто заслуживает похвал и награждения!!! От нашей семьи огромное спасибо Вам и признательная благодарность просто за то, что есть такой человек на свете как Галина Михайловна!!! Что дает нам огромную возможность, без какаго-либо сомнения, отдать своего ребенка на воспитание к такому опытному, ответственному и творческому педагогу!!!!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2490
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.