Дидактическое пособие «Дерево Знаний»

Участник выставки - конкурса:

Юмачикова Зольхия Аллаяровна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория

МАДОУ Ембаевский детский сад «Родничок»

Тюменский район

Дидактическое пособие «Дерево Знаний» 

Предлагаемое пособие «Дерево знаний», способствует развитию экологических представлений у детей.

         Использование пособия в занимательной деятельности с детьми будет стимулировать  ребёнка к самостоятельной деятельности и способствовать:

-  систематизации знаний детей о растениях и животных;

- формированию первых навыков анализа, сравнения.

- развитию активного словаря, познавательных способностей, логического мышления, зрительного восприятия и способности быстро, мобильно использовать имеющие знания в новой ситуации.

- воспитанию любви и бережного отношения к природе.

         Данное  пособие можно использовать для детей 4 – 6 лет во время непосредственно образовательной деятельности, в дидактических играх, индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности.

         Пособие многофункциональное, разборное в виде макета дерева, имеющего четыре стороны (по времёнам года: весна, лето, осень, зима). Стороны дерева ворсистые (материал – фетр) и их можно использовать как фланелеграф. Игры  для пособия сгруппированы по разделам «Времена года».

         Интерес и новизну представляет игровая форма каждой стороны пособия как в целом для подгруппы детей, так и индивидуально, разобрав макет на три части. Под основанием пособия, на поверхности которого игровое поле (с кружками для ходов), располагаются четыре раздвижные коробочки для хранений мини – пособий для игр: картинок, деталей, мелких предметов и др. Коробочки прикреплены к углам основания-столика и  могут легко поворачиваться, открываться и закрываться вовнутрь  подставки.

 Примерные варианты игр с использованием дидактического пособия «Дерево знаний»

 Время года: «Осень»

«Угадай дерево по листу и плоду»

Цель: развивать и закреплять знания детей о деревьях и их плодах.

          На фланелеграф (осенняя сторона дерева) помещаются разные листья деревьев. Воспитатель задаёт вопрос: «С какого дерева лист?»  (лист с осины -  осиновый, с берёзы -  берёзовый…)

Вариант № 2 «Собери листья дерева» (например: дуба, берёзы…) Дети помещают листья на дерево только одного заданного вида дерева. Если дети ошиблись, задаётся вопрос: «Какой из листьев не должен расти на этом дереве?». Можно группировать листья по цвету  и  размеру. Совершать арифметические действия, например считать их: «сколько листьев было, сколько стало?».

Время года: «Зима»

«Польза дерева» (в сюжетных играх  «Дом», «Семья»).

Цель: Развивать и закреплять знания детей о пользе деревьев, устанавливать взаимосвязь природы и человека.

Для игры используются загадки о деревьях и деревянных изделиях.

 Примерные Загадки:

Весной бодрит, летом холодит

Осенью питает, зимой согревает (дерево)

 

Эти маленькие бочки

Распечатает весна

А пока в них спят листочки

И растут во время сна (Почки)

 

Почки липучие, листья пахучие

Плоды летучие (тополь)

 

Лист ладошкой с длинной ножкой (лист клёна).

 

Дети, используя деревянные мини-предметы мебели, составляют макет избы. Сборка мебели осуществляется по схемам из нескольких разборных частей (стол, стулья, окно, комод). Ребята  в свободной деятельности обыгрывают задуманные сюжеты: «Семья матрешек», «чаепитие», «В гостях у бабули» и т.д.  Также используются загадки о деревьях и деревянных изделиях.                                 

«Зимующие птицы»

Цель: Расширять знания о птицах, развивать умение анализировать, сравнивать. Объяснение причины их перелётов. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Дети помещают картинки  с изображением зимующих птиц на дерево. На правую сторону - кормушку с  картинками корма для птиц.

«Выбери корм для птицы»

Цель:  Расширять знания о птицах,  развивать умение анализировать, сравнивать.

Дети располагают корм рядом с птицей, создав пару. Могут считать «прилетевших» к кормушке птиц и отсчитывать «улетевших» птиц.

Варианты вопросов: «Какая из птиц заблудилась?» или «Какая из птиц не прилетит к кормушке зимой?

Время года: «Весна»

«Кто помогает дереву?»

Цель: Развитие логического мышления, зрительного восприятия. Закрепление знаний о взаимосвязях в природе.

На одной из поверхностей кроны дерева нарисованы картинки – изображения: что необходимо для роста и развития дерева.  Задаётся вопрос: Дети в зашифрованных картинках находят ответ и объясняют свой ответ на вопрос  «Что помогает дереву расти?»

«Береги природу»

         Цель: Закреплять знания об охране объектов природы и взаимосвязях в природе «Что было бы, если бы исчезли…?»

         На дереве картинки, изображающие растения, птиц, животных, человека, солнца, воды... Закрывается одна из картинок и дети рассказывают, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на планете не будет, например -  птиц (закрытого объекта) ?

Игра «Часики  весны»

Цель: Развивать знания детей о сезонных   явлениях в природе. Закрепление счета и сложения чисел из двух меньших.

         В игре используется два кубика с точками от 1 – 6 и картинки с явлениями природы. Игрокам раздаётся одинаковое количество картинок. Первый играющий бросает одновременно два кубика, на которых появляются точки.  Например: 2 и 3, при суммировании этих чисел получается результат 5. Играющий берёт  картинку с явлением природы  у себя и помещает на циферблате (цифра 5). Игру продолжает следующий  из играющих. Игра продолжается до тех пор, пока у игроков не останется ни одной картинки. Побеждает тот, кто первый поместил все картинки на циферблате и остался без картинок.

Особые отметки: если на кубиках выпало 1 и 1, играющий может поместить картинку к  цифре 1 или 2 по желанию. Если при счете выпала цифра, но она уже занята, то играющий пропускает ход.

«Чего не бывает?»

Цель:  Закрепление знаний о явлениях в природе.

         На циферблате картинки весенних явлений природы и несколько не по сезону (лишних). Дети должны убрать лишние картинки. Обосновать свои действия.

Время года: «Лето»

Игра «Зелёная аптека»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о лекарственных растениях. Узнавать по описанию растение и составлять короткий описательный рассказ о нем.

         Совушка - Совунья предлагает купить лекарственные растения, но только тому, кто отгадает, о каком растении она рассказывает. Например: Это растение – куст, с шипами на ветках. Листья располагаются парами. Цветёт красивыми красными цветами и имеет плод - красную ягоду с многочисленными косточками. Плоды заваривают как чай или делают сиропы. Это растение помогает лечиться от простуды. Если ребёнок отгадал как называется растение, ему отдаётся картинка. Кто больше назвал больше лекарственных растений, тот побеждает .

Вариант №2  Совунья принимает лекарственные растения, их надо поместить в «рекламное» окошечко только после описания этого растения.

«Кто в домике живёт?»

Цель: Стимулировать познавательную активность детей, расширять знания детей о животных.

         В окошечко помещается картинка с изображением животного, рыбы, насекомого или птицы, после описания своих достоинств. (Я,  белка. Пушистая, быстрая, живу в дупле, люблю прыгать по деревьям, переношу семена от дерева к дереву…) . После рассказа, белка выбирает себе домик на дереве.

«Путешествие по временам года»

Для этой игры используется основание пособия - столик – подставка. 

Цель: Стимулировать познавательную активность детей, расширять знания детей о мире природы.

Дети, бросая кубик, передвигают фишки по кружочкам вперёд. Если фишка остановилась на кружке оранжевого цвета, ребёнок должен ответить на один из вопросов по экологии, дети сами могут задать вопрос играющему. При правильном ответе, играющий продолжает ход. При неправильном ответе – пропускает ход. За него отвечает другой и ему предоставляется возможность сделать лишний ход вне очереди. Выигрывает тот, кто первый пройдет круг, вернувшись к началу.

Вопросы к игре «Времена года»:

- Продолжи фразу: «Природу нужно…. (беречь, охранять и т.д. );  Животных нужно…( защищать, не убивать); Красоту природы нужно…(приумножать, не разрушать,  не уничтожать и т.д.); Растения нельзя…(рвать, топтать и т.д.).

- Для чего нужна «Красная книга?»

- Могут ли живые существа прожить без воды?

-Как мы можем помогать природе?

- Назови правила поведения в лесу.

- Как вести себя на водоемах?

- Назови зимующих и перелётных птиц.

- Экологические знаки

- Отгадай загадку (о животных, птицах, явлениях природы)

- Какая польза от птиц (деревьев, насекомых…)

Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн - голосование за "Приз зрительских симпатий". (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>

1,2,3 МЕСТО в выставке - конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)

16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.

Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса! Вы можете поставить в ленту новостей призыв к голосованию за Ваш детский сад, создать группу поддержки.

Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3979
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.