но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и
совершенствование в ней всего живого и прекрасного» А. Арсеньев.
Все наши поступки по отношению к окружающей среде, как бумеранг, со временем «возвращаются» к нам, отражаясь на нашем здоровье. Нам часто кажется, что решение экологических проблем от нас не зависит. На самом же деле любой человек оказывает воздействие на среду своего обитания, и многие ее проблемы связаны с его неграмотным поведением. Именно поэтому задачи экологического развития ребенка представляются первоочередными. Решить эту проблему возможно путем вовлечения детей в игровую деятельность по ознакомлению с некоторыми важнейшими экологическими закономерностями.
В рамках проекта «Мягкая сенсорика» для эффективной работы с детьми я продолжаю разрабатывать игровые коврики- развивайки. Одно из них – дидактическое игровое панно «ЭКОДОМ».
При организации игровой деятельности с пособием используются разнообразные формы и приемы и решаются следующие задачи по экологическому образованию:
развитие познавательного интереса к миру природы;
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка- дошкольника;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы и к окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы;
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);
формирование умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Изготовление пособия
Панно-дом имеет тканевую основу.
Фундамент- почва (коричневый цвет)
Сам дом- природное окружение (зеленый цвет)
Крыша- небо (голубой цвет)
Его можно расположить на столе или на полу, повесить на стенуили другое удобное место.
К пособию дополнительно изготовлены из различных материалов атрибуты- природные объекты (растения, животные, птицы, насекомые и др.), которые фиксируются на панно разными застежками (кнопками, крючками, липучками).
Так же изготовлены карточки-модели, природоохранные и запрещающие знаки.
Использование пособия
Пособие используется в коллективной, подгрупповой, индивидуальной и самостоятельной работе.
Детям предлагается заселить Дом-природы жильцами. Ребята выкладывают на панно модели экосистем (леса, луга, водоема, почвы и тд.), выстраивая цепочки связей, существующие в природе, используя следующие варианты игровых заданий:
Ø Беседа-сказка: Что такое лес или путешествие инопланетянина на планету Земля
Задачи- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса.
Ø Познавательно- дидактические игры: «Что растет в лесу» (посади березовую рощу, ельник или бор, смешанный лес, растения луга, кустарники, ягоды, грибы).
«Путешествие растений»
«Зеленый наряд земли»
Задачи- знакомство с видами лесов, названиями деревьев, месте произрастания, умение анализировать.
Ø Игра- моделирование:
«Составь модель растения и дерева»
Задачи-способствовать развитию представлений детей о деревьях и растениях, их строении, внешнем виде.
Ø Дид. Игра: «Лесная аптека»
Беседа- «растения лечат»
Задачи- познакомить детей с лекарственными растениями, формировать умение узнавать и правильно называть, их применение.
Ø Познавательно-дид. игры:
«Грибными дорожками»
«Ягодку берем и в лукошко мы кладем»
«Осторожно-ядовитые растения!»
Задачи-закреплять и обобщать знания детей о грибах и ягодах; формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы и развивать наблюдательность ягоды.
Задачи-формировать умение составлять маршрут, ориентировать в пространстве, на местности, развивать глазомер и наблюдательность, развивать речь, используя предлоги на, за, около, перед, налево, направо, вперед и тд.
Ø Ситуативный разговор: «Растения живые существа? Что помогает растениям расти?»
Задачи- формировать знания детей об условиях, необходимых для роста растений (почва, вода, свет, тепло), формировать умение составлять рассказ на схеме-модели.
Ø Сравнительный рассказ: «Лес- многоэтажный дом»
Задачи-способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире, умение использовать модель в качестве плана рассказа.
Ø Познавательно-дидактические игры: «Кто где живет», «Эти удивительные животные», «о тех, кто умеет летать», «Шестиногие существа»
Ø Словесно-речевые игры: «Кто какой?», «Кто, что делает?»
Задачи-уточнить и расширить представления детей о диких животных, птицах, насекомых, их внешнем виде, образе жизни, способах их самозащиты от врагов; формировать умение замечать основные признаки, характеризующие понятия «дикие животные», «насекомые», «птицы», умение давать развернутые высказывания.
Ø Игра-инсценировка: «Гость из водоема».
Задачи-способствовать формированию у детей представлений о реке как сообществе водных и наземных растений и животных; обобщению представлений о внешнем строении рыб; формировать эстетическое восприятие- учить детей видеть красоту речки, вода блестит на солнце, по берегам рек растут травы и цветы.
Ø Беседа- рассуждение: «Живое в почве» (проблемная ситуация: выяснить и доказать, что почва-живая или неживая)
Задачи-формировать у детей понятие, что почва- это особая часть природы, в которой живое и неживое как бы соединяются, рассказать о роли дождевых червей и кротов в повышении плодородия почвы.
Ø Игры- загадки: «Что за зверь?», «Угадай по описанию», «Как узнать растение?», «Кто или что лишнее», «Придумай и загадай о…»
Задачи-формировать умение детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения, развивать речевую активность, творческое воображение, смекалку.
Ø Игра- фантазирование, сочинительство: «разговор с лесом», «зеленые сказки», «истории одного дерева», «сказки старого ежа», «путешествие ветерка», «что мы увидели в лесу»
Задачи-формировать умение придумывать, сочинять сказки, используя прием прогнозирования: «если бы…», «что будет дальше?», «чем закончится история?» и тд.
Ø Беседы с использованием моделей: «экологические цепочки в лесу», «кому нужны деревья в лесу», «кому нужна вода», «кто кого есть в лесу».
Ø Игра-моделирование: «расселить жильцов на свои этажи»
Задачи-способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса-растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, что лес- это сообщество растений и животных, которые не могут друг без друга.
Ø Беседа о труде лесника: «Как люди помогают лесу и его обитателям». «Зачем люди ходят в лес».
Задачи-познакомить с профессией лесника, дать представление о его природоохранной деятельности.
Ø Эвристические ситуации: «Что может произойти, если убрать какое-либо звено в экосистеме?» , например: если вырубить деревья в лесу или истребить всех волков и тд.
Задачи-формировать навык рассуждения, умозаключения, уметь видеть положительное и отрицательное взаимодействия человека с природой.
Ø Проблемные экологические ситуации: «Лесные заботы», «как люди обидели речку», «жалобная книга природы»
Задачи-совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Ø Природоведческие игры: «экологический светофор», «Эко- знаки вокруг нас»
Задачи-воспитывать желание сохранять и оберегать природу, умение формировать правила друзей природы.
Ø Игра- викторина: «Интересные вопросы»
Задачи-обобщить и систематизировать навыки, полученные в ходе работы с панно «Экодом» и знания из личного опыта.
Таким образом, играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром. В игровой деятельности ребенок выполняет вполне конкретную природоохранную работу, усваивает правила поведения в окружающей среде. Участвуя в экологических играх дети становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми.
Желаем Вам успехов в экологическом воспитании детей!
Добавить в Анти-Баннер
Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн - голосование за "Приз зрительских симпатий". (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации) ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>
1,2,3 МЕСТО в выставке - конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)
16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.
Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.
Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса! Вы можете поставить в ленту новостей призыв к голосованию за Ваш детский сад, создать группу поддержки.
Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.
Какая большая МОЛОДЕЦ! Умница и творческая личность, Марина Николаевна! Многофункциональное пособие для работы с детьми получилось, а главная ценность в том, что изготовлено своими руками!