Ещё раз о стандарте...

  чт., 03.10.2013

Наталья Валентиновна Гребёнкина – начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области дала интервью для нашего портала по обсуждаемому проекту стандарта дошкольного образования.

Здравствуйте, Наталья Валентиновна. Я знаю, что совсем недавно в Бурятии состоялся 5-ый Байкальский образовательный форум, в  котором Вы очень хотели поучаствовать, но, видимо, по каким-то причинам не получилось. Там обсуждался проект стандарта дошкольного образования. Какие мысли по этому поводу есть у Вас?

Да, к огромному сожалению, мне не удалось принять участие в работе Байкальского форума, но я внимательно следила за этим событием, так как мне не безразлично, какой именно стандарт «дошколки» появится. Ежедневно в интернете на странице форума читала всю аналитику, просматривала все презентации, смотрела видеотрансляции, недавно прочитала новый выпуск газеты «Вести образования», где аккумулированы результаты всех обсуждений, в том числе и по вопросу дошкольного стандарта.

Вам нравится разработанный проект стандарта дошкольного образования?

В целом, да. Очень хорошая команда разработчиков была сформирована, профессиональная. Важно теперь, какой документ мы получим утвержденным, будут ли учтены мнения всех заинтересованных людей, принимавших участие как в разработке стандарта, так и в его обсуждении.

Есть ли моменты, которые, на Ваш взгляд, не прописаны в стандарте или недостаточно прозвучали в обсуждениях?

Я бы более акцентно прописала в стандарте такое условие, как создание ситуации выбора, т.е. наличие одновременно нескольких видов деятельности, из которых ребёнок мог бы выбирать наиболее привлекательную для него деятельность. Считаю это в современных условиях очень важным моментом, так как надо с ранних лет погружать ребёнка в ситуацию, ставящую его перед необходимостью внутренне аргументировать свою позицию, свой выбор. На мой взгляд, это условие слабо прописано в стандарте, как требование.

Кроме того, хотелось бы, чтобы стандарт задавал и совершенно новую позицию педагога, ориентируя его на обязательный переход с позиции командира, управляющего детьми, на позицию тьютера, сопровождающего ребёнка в процессе его индивидуального образования и умеющего выстраивать развивающий диалог с ребёнком. На мой взгляд, это требование сейчас в проекте стандарта тоже несколько размыто.

Ещё, если честно, понятие «образовательные области», которое используется в проекте стандарта, я бы заменила на «основные направления развития ребёнка», т.е. на понятие, к которому наши педагоги уже привыкли и которое продолжает использоваться в действующих нормативных документах. Думаю, в данном случае не стоит создавать ситуацию понятийной неразберихи и ненужных трудностей.

А какие из обсуждаемых вопросов вызвали наибольшую дискуссию?

Конечно же, все, касающиеся результатов дошкольного образования. Есть огромный соблазн математически измерить результаты образования ребёнка-дошкольника. Как раз в этом месте мне очень нравится принципиальная позиция всех разработчиков: не оценивать результаты ребёнка. В стандарте эти результаты заданы лишь как целевые ориентиры. Но даже в таком варианте есть риск склонить педагогов к оценке самих целевых ориентиров. Важно, чтобы этого не произошло. Но не оценивать результаты образования ребёнка – это не значит, не видеть и не понимать динамику его развития, не уметь «считывать» внешние сигналы, «посылаемые» ребёнком нам взрослым. С этой точки зрения оценка нужна, но лишь для того, чтобы скорректировать формы педагогического взаимодействия с ребёнком. Эта позиция требует скрупулёзного разъяснения в педагогическом сообществе.

Я знаю, что у нас в Тюменской области при выпуске из детского сада на каждого ребёнка заполняется «Индивидуальная карта развития ребёнка». Разве это не оценка результатов его образования?

Это, скорее, отображение динамики индивидуального развития ребёнка, что тоже является своего рода оценкой, но делается это исключительно для того, чтобы в школе учитель мог это учесть при подборе методов работы с этим ребёнком, чтобы был хорошо информирован о том, какой ребёнок к нему придёт. Вот в больнице, например, на каждого заводится медицинская карта, которая нужна не для того, чтобы сказать хорошее у вас здоровье или плохое, а для того, чтобы более правильно вас лечить дальше, учитывая ваше реальное состояние и всю вашу историю болезни. Отличие лишь в том, что «Индивидуальная карта развития» заполняется только при согласии родителей, и только родители решают, предъявлять её учителю в школе или нет. У нас такие Карты заполняются на детей с 2008 года и, что интересно, все родители хотят  иметь Карту развития своего ребёнка, но не все приносят её в школу. Для нас это тоже важный сигнал. Здесь могут быть две причины: либо родители не доверяют информации, отраженной в Карте, либо не хотят, чтобы школа видела ребёнка таким, каким он отражён в этой Карте. Первая причина заставляет нас задуматься о квалификации тех, кто заполняет эти Карты, а вторая – натолкнуть на необходимость понимания такого нежелания родителей говорить правду о своём ребёнке.  Такой анализ и приводит к определённым управленческим решениям.  На мой взгляд, «Индивидуальная карта» вполне может быть предметом оценки квалифицированности и профессионального уровня педагогов, участвующих в её заполнении. А почему нет?

Говоря о результатах, я для себя развожу понятия «результаты» и «результативность».  Я бы обратила внимание разработчиков стандарта именно на «результативность» как совокупность выполняемых требований к условиям. Чем больше условий выполнено, тем результативнее образовательный процесс. Кстати, это математически можно измерить. 

Я слышала, что про наполняемость групп тоже была дискуссия. Каково Ваше отношение к этой теме?

Этот вопрос напрямую связан с экономикой образования, поэтому здесь важно адекватно оценить финансовые возможности каждого конкретного региона, при этом, не нарушив принципа «Не навреди!». Сегодня в нашей области, на мой взгляд, оптимальной наполняемостью общеразвивающей дошкольной группы является 20-25 детей. В группах для детей с ограниченными возможностями здоровья численность детей должна быть меньше в силу трудоёмкости коррекционных технологий и необходимости более скрупулёзной индивидуальной работы. А вот желание сделать наполняемость разновозрастных групп меньше, чем общеразвивающих, мне совершенно не понятно. Особенно в свете реализации новых подходов к организации образовательной деятельности в детском саду: социализации, индивидуализации. Я считаю, что разновозрастная группа – это более благоприятная среда для социализации ребёнка и никаких особых трудностей по сравнению с группой детей одного возраста я здесь не вижу. И даже, напротив, усматриваю некоторые преимущества разновозрастной группы в плане коммуникативного и познавательного развития детей. Требование установить разную наполняемость в разновозрастных и одновозрастных группах, на мой взгляд, противоречит принципам индивидуализации и социализации образования, и его надо убрать из стандарта.

А есть то, что особенно привлекает в проекте стандарта?

Безусловно.  В первую очередь, провозглашение принципа поддержки разнообразия детства - очень важный посыл. Порадовало и то, что наконец-то мы будем ориентировать школу на ребёнка, который в неё приходит, а не готовить ребёнка к школе в стереотипном понимании.  Несколько лет назад в одной из газет была опубликована моя статья «Готовить ребёнка к школе или школу к ребёнку?».  Мне приятно, что именно такой подход отражён сегодня в проекте стандарта. Мне и название группы – подготовительная, всегда не нравилось. Понятно, что каждый этап жизни – это, в какой-то степени, подготовка к следующему этапу. Но установка, что ты не живёшь, а к чему-то готовишься, лично мне не нравится. Думаю, каждый отрезок жизни нужно проживать полноценно и содержательно.

Как Вы думаете, появление стандарта дошкольного образования что-то изменит?

Если говорить о нашей области, то многое из того, что прописано в проекте стандарта, у нас уже реализуется на практике с 2009 года. Именно понимание того, что такие подходы к организации жизни детей в детском саду должны быть где-то обозначены, и привело нас в своё время к необходимости разработки примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика», в которой мы рамочно определили основные подходы к организации образовательного процесса в детском саду, сформулировали ряд требований к предметной среде,  к психолого-педагогическому сопровождению, к формам взаимодействия и общения детей друг с другом и взрослых с детьми.  Хорошо, что основные, принципиально важные подходы теперь будут нормативно закреплены в стандарте «дошколки». А изменит стандарт что-то или не изменит, зависит от нас. От бумаги до головы путь длинный, наша задача – найти эффективные механизмы сокращения этого пути.

На Байкальском форуме много говорили о культуре и современном учителе. А как быть с воспитателями?

Действительно, тема соответствия сегодняшнего учителя современной культуре стала основной линией обсуждений на форуме. Говоря об учителе, имелись в виду все педагоги, работающие с детьми. Речь шла о том, что другое время, другие дети требуют и других педагогов, по-другому выстраивающих отношения с детьми. Сегодня необходимо найти эффективные механизмы подготовки таких педагогов. На мой взгляд, сложность здесь в том, что мы все, и педагоги в том числе, являемся носителями, в основном, авторитарно-командных способов взаимодействия с детьми и не напитаны теми способами, которые сегодня наиболее востребованы временем.  Если мы сможем организовать такие места, где педагоги смогут потренироваться в сотрудничестве, в разработке и продвижении собственных проектов, пройти полезные тренинги, поучаствовать в дискуссиях и т.п., то вероятность того, что в работе с детьми всё это найдёт отражение, значительно возрастёт. Многое придётся менять в системе профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. И менять придётся не столько программы, сколько меняться самим.

 

Беседу записала

главный редактор интернет-издания «Детские сады Тюменской области»

 Осьмакова Марина Васильевна

Поделиться
Комментарии 15
Анжелика 20.10.2013 17:03 #
ФГОСы никому не нужны. Читала проект, какой-то дурдом. Зачем всё перелапачивать раз по сто. Мы не успеваем, только начинаем работать по новому, а тут на тебе, ещё вам. не расслобляйтесь. Не заставишь воспитателей работать по новому, не хотят.
Светлана 24.10.2013 10:21 #
ФГОС - это теоретическая "вода". То, что предлагается реализовывать, на практике невозможно. Методических разработок никаких. Только привыкли к ФГТ, закупили литературу (которую еле нашли), тут совершенно другие требования. ВОСПИТАТЕЛЯМ НЕКОГДА ЗАНИМАТЬСЯ ДЕТЬМИ, ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ ТО ПОД ОДНИ ТРЕБОВАНИЯ, ТО ПОД ДРУГИЕ, только всё усложнили.
Наталья 02.11.2013 03:08 #
Согласна с предыдущими коментариями . Считаю ,что те кто это разрабатывают не имеют представления , как это можно воплатить на практике. Имею стаж 22 года работы воспитателем. Общаясь с коллегами из других садов одобрения по ФГОСам ещё не кто не выражал. Напротив.
Чекунова И.А. 28.11.2013 17:07 #
К сожалению, нашим педагогам очень сложно перестраиваться в работе, гораздо проще посадить детей за столы перед доской и учить их, как в школе, сначала цифрам и буквам, потом читать и писать. Учителя начальных классов в данном случае очень довольны, ведь воспитатели выполняют часть их работы... А зачем? Дети должны играть, экспериментировать, познавать окружающий мир, социализироваться в нем. И только от воспитателя и учителя начальной школы зависит, будет успешным дошкольник в школе, с желанием пойдет в 1 класс и продолжит обучение. И как правило, против ФГОС ДО выступают педагоги со стажем, а новое всегда вызывает много отрицательных эмоций.
екатерина 07.01.2014 19:11 #
как же противно читать лизоблюдские комментарии. действующие педагоги против этого маразма в дошкольном воспитании против так называемых новшеств ибо это полный бред
Татьяна 09.01.2014 18:10 #
Такого нагромождения идей и теорий трудно найти в других документах. А ведь нас будут по СТАНДАРТУ проверять, проводить аттестацию педагогов!!!!!! Работать некогда, создание теорий абсурдов на пустом месте. Отстаньте от дошкольников, дайте возможность заниматься с детьми!
Оксана 26.01.2014 18:39 #
Я - дошкольный работник с многолетним стажем. Работаю в г.Кургане. За 10 лет в группу детям дали не больше десятка игрушек!
Все на плечах родителей- канцелярские товары, игрушки. Воспитателя замучили бумагами- тестами, анкетами, мониторингом, проектами, но только не заботой о том, как интересно провести завтра день с детьми. Вспитатель вынужден или клянчить деньги на игрушки и игры или клеить, рисовать кустарные сам. Нам не дают заниматься детьми! Голова и руки воспитателя заняты "писаниной" если не на работе, так отнимая время у собственных детей.
Ольга 16.05.2014 14:43 #
Я совершенно согласна! Что ни воспитателям, ни детям с друг с другом взаимодействовать некогда! А у бедных воспитателей отняли процесс творчества, заменив его на бесконечное написание не нужных бумаг. У меня стаж работы 25 лет, я вспоминаю как мы работали раньше, кроме плана работы ничего не надо было! Было очень много времени для игр детей, для создание каких либо пособий, а теперь? Если нет описания твоего опыта или очередного аналитеческого отчета, значит ты не работаешь? А ведь не все педагоги практики могут легко выполнить эту работу. Вот и мается педагог при написании всякой ерунды, вместо того чтобы отдавать радость познания детям!!!
Светлана 19.07.2014 19:13 #
Я 25 лет работаю с детьми. Такого моразма еще не было. Если в конспекте или в еще каком отчете слово "ЗАНЯТИЕ" использовали-оскарбления, вплодь до увольнения. Главное сейчас не работа с детьми, а правильно, по новому заполнять документацию....кучу журналов, отчетов... и проверки...подсчеты... проверки.... о детях....да о них некогда вспомнить... главное все записать....Те кто сочиняет всю эту галимотью не работал с детьми. Одно слово меняют на другое..не для детей все это. ЗАНЯТИЯ с детьми как били так и остаются-ЗАНЯТИЯМИ. Заменили на НОД- что изменилось?.Добавилась писанина. Слово то в чем виновато, или значение его изменилось?
марья 17.10.2014 08:04 #
поменьше бы всяких бессмысленных отчётов, 100% финансирование на создание материальо-технической базы, методического обеспечения, а то не успеваем за нововведениями. Пожалейте воспитателей, а то через 10 лет некому будет в дет.садах работать.
Вера 26.11.2014 23:00 #
Согласна с коментариями! Действительно чем плохое слово "ЗАНЯТИЕ" это у большинства воспитателей занимательное дело с детьми. И я уверена, что основная масса воспитателей не усаживает детей за столы без занимательного дела. Очень плохо, что забыли профинансировать коррекцию. А ведь таких детей очень много. Как их инклюзировать в массу прописано очень слабо, если не сказать, что ничего конкретного. Такие дети будут просто изгоями. На мой взгляд воспитателя 27 -летним стажем.
Наталия 14.12.2014 16:19 #
Всё понятно-что ничего н понятно...работаю дошкольным психологом,от этого не легче, я всегда уважала личность ребёнка, его творчество и знаю,что игра-это ведущий вид деятельности дошкольника...оказывается это новый стандарт! Действительно призрак ФГОС гуляет по стране...Дети только нам стали мешать работать,надо ведь проекты делать,статьи писать,программы...жаль и детей и самих себя,мы завалены тоннами бумаги,лишь бы успеть бумажки заполнить,баллы набрать,в конкурсах участие принять-вы детки уж как нибудь сами без нас обходитесь -ведь мы научные работы карпим...Стыдно перед детьми....
Галина 25.01.2015 08:23 #
Полностью согласна с высказываниями коллег."Дайте ребенку самому выбирать,чем ему в данный момент заниматься, создайте полный хаос и анархию",и тогда не только не воспитаем настоящего человека.Мы воспитаем эгоиста.Конечно нужны и творческий подход и исследователькие навыки в работе с детьми,но сначала нужно создать для работы педагогов и детей условия, подкрепленные материальной базой, финансированием.А с такой зарплатой, как у нас(10т) не накупишься ни литературы, ни пособий...P.S. Все,якобы, новшества,давно известны, и настоящие профессионалы-практики всё это применяют.А вот разработчики, теоретики и чиновники от образования думают,что мы живем в идеальном обществе и идеальных условиях...А то. что грядут глобальные сокращения кадров(экономия за счет...) какие уж там условия для детей и педагогов!!!!!???? "Но мы будем опять перестраивать,переделывать, пока всё не развалим окончательно"....
Людмила 07.10.2015 02:24 #
Попрыгаем.по эксперементируем!Бедные дети,как подопытные кролики и воспитатели вместе с ними.А лет через 5-10,когда все развалим и потребителей вырастим,опомнятся чиновники-эксперементаторы и обратно к старому пойдут,конечно кое- что местами поменяют,может слов иностраных подабовляют и вперед....
татьяна 19.10.2015 10:19 #
Согласна с педагогами на все 100%. Если мы будем раскладывать вещи где хотим, у нас дома будет бардак. То же самое с детьми, если не научить их порядку это будет стадо и кто куда забредет не понятно. Вообще складывается мнение, что западные "свободные" идеи добрались до нашего образования, а методисты из начальства готовы поддерживать любые бредовые идеи лишь бы только не попасть на место воспитателя и не столкнуться лицом к лицу с детьми. Любили бы они детей -не поддерживали бы всей этой галиматьи.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6503
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.