Панельная дискуссия «Стандарт для дошкольников» на V Всероссийском Байкальском образовательном форуме

  ср., 10.07.2013

4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась панельная дискуссия «Стандарт для дошкольников». Модератор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

 

  Александр Адамский подчеркнул, что все действия, совершаемые с ребенком в учреждении дошкольного образования, являются образовательными, но детский сад не должен превратиться в подобие школы, задача - не обучать чтению и письму, а поместить ребенка в среду, где появятся новообразования в его личностном развитии. Ключевой фигурой в реализации требований ФГОС дошкольного образования, по мнению эксперта, является педагог, который должен владеть определенным набором компетенций и который сумеет создать социальную ситуацию развития ребенка. Отсюда возникает необходимость в создании новых, соответствующих современным требованиям, программ повышения квалификации для руководителей и педагогов системы дошкольного образования. Основные направления деятельности дошкольного учреждения, получивших статус пилотных площадок по опережающему введению ФГОС: методика формирования муниципального задания, повышение квалификации педагогов и информатизация дошкольных образовательных организаций.

Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», в своем выступлении «ФГОС дошкольного образования: от ложных альтернатив к реальным» отметила, что спецификой стандарта является смещение центра тяжести с требований к результатам на требования к условиям. По экспертному мнению, оценка качества должна складываться из оценки предметно-пространственной среды, психолого-педагогических условий, обратной связи от родителей и детей. Основываясь на научных исследованиях, Ольга Шиян сделала вывод о том, что качество дошкольного образования очень сильно влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Следовательно, у каждого ребенка должен быть «мощный старт», который может сформироваться в процессе правильной организации специфических детских видов деятельности, в первую очередь, в игре. Недопустимость проведения промежуточной и итоговой аттестации дошкольников не говорит о том, что педагоги освобождены от необходимости вести мониторинг развития ребенка в динамике – подытожила эксперт.

Алексей Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования» в своем выступлении показал, как формируются  общие стратегии деятельности в дошкольном детстве на примере обучения математике. В своем выступлении он продемонстрировал примеры организации предметно-развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста.

Игорь Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» говорил о стандарте дошкольного образования как об определенном вызове для педагога: его профессионализму; предоставлении свободы при формировании образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений; способам взаимодействия педагога с воспитанниками. В связи с этим вновь прозвучала мысль о необходимости предоставления рынка образовательных программ повышения квалификации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессионализму педагога. Эксперт также подчеркнул значимость ведения психолого-педагогической диагностики развития детей, но исключительно для решения образовательных задач.

Анжела Невежина, заведующий МАДОУ №111 «Дашенька» г.Улан-Удэ в выступлении о «нестандартности» стандарта высказала опасение: «Не станет ли федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования очередным документом о намерениях». По ее мнению, стандарт должен быть финансовой гарантией реализации основной образовательной программы дошкольной организации. На сегодняшний день формат муниципального задания не отражает современных требований к деятельности дошкольного образовательного учреждения, соответственно, в связи с принятием ФГОС оно должно качественно иначе обеспечивать дошкольное образование, поэтому повышение качества образования должно быть неразрывно связано с повышением статуса педагога – дошкольника, которое не произойдет без повышения его заработной платы. Нормативно зарплата педагога дошкольного учреждения должна быть на уровне средней заработной платы учителя в регионе.

 

Галина Малахова, Лариса Гармажапова, аналитическая группа Республики Бурятия

инновационная образовательная сеть "Эврика"

http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17838.html

                      

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2623
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.