Общественное обсуждение проекта стандарта дошкольного образованияна сайте "Педсовет"

  чт., 20.06.2013

На сайте Министерства образования и науки РФ  размещен для общественного обсуждения проект стандарта дошкольного образования. “Стандартом своего будущего”  назвал его руководитель рабочей группы, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. Документ, впервые разработанный для дошкольных учреждений, был презентован вживую в РИА “Новости”.  

По мнению разработчиков, индивидуальное развитие каждого ребенка и его социализация, а не подготовка к школе должны стать главным в дошкольном воспитании и основными критериями развития ребенка. Программа поддержки социализации и индивидуализации детей станет обязательной частью основной образовательной программы.  В нее входят знакомство с правилами поведения в обществе, быту, природе, восприятие окружающего мира.

По словам Асмолова, в федеральном государственном стандарте дошкольного образования “нет ничего про ЕГЭ и контроль”, а также про тестирование на патриотизм, но прописаны задачи формирования уважительного отношения к семье и родине.  Возможна и оценка динамики развития детей, в том числе и измерение личностных образовательных результатов, но только с согласия родителей. Результаты мониторинга должны быть использованы исключительно для оптимизации работы с детьми или для индивидуализации образования.

Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, деятельности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Инициатива ребенка будет поощряться, а взрослому (воспитателю) отведена роль не просто проводника, но посредника, который поощряет  инициативу ребенка, об этом сообщила ученый секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ им. Ломоносова Ольга Карабанова. По новому стандарту, для ребенка предусмотрены четыре образовательные области, где он сможет развиваться и проявлять инициативу: коммуникативно-личностная, познавательно-речевая, художественно-эстетическая и физического развития.

Образовательные программы на основе стандарта  должны будут формироваться с учетом способностей ребенка и  его потребностей. “В основной части закладываются требования, которые будут ориентирами для разработчиков программ, чтобы вариативность и многообразие программ не превратилась в хаос”, - отметил Виталий Рубцов, председатель совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Один из разработчиков стандарта, Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО,  считает недопустимым давление школы на дошкольное образование и  разрушение культурологической  составляющей детской жизни - игры. По его мнению, “знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе».  Ребенок должен захотеть учиться - “как Филиппок, надел шапку и пошел учиться”, а не просто учить буквы, отличать «а» от «б», считает Собкин.

В стандарте пока не прописано точное количество детей в одной группе,  но позиция разработчиков -  требуется разгрузка. “Необходимо создать нормальные условия, а не усиливать тенденцию «детский сад как камера хранения ребенка», - заявил Собкин.  По его словам, оптимальное количество детей в группе детского сада - 16 человек, в соответствии с  международными нормами. Об этом говорят и результаты социологических опросов российских воспитателей. Собкин также развеял возможные опасения родителей, навеянные тем, что государство берет на себя только функцию образования, а функция ухода и присмотра ложится  на плечи родителей и им придется за это платить отдельно. “Когда взрослый (воспитатель) одевает, кормит, укладывает ребенка - в этом возрасте это все образовательная деятельность”, сказал он.

Разработчики стандарта надеются, что когда закончится общественное обсуждение проекта стандарта на сайте Министерства образования и науки РФ, он с учетом замечаний и поправок, заработает уже  с 1 сентября 2013 года. Пока очень осторожно и  только в ряде  выбранных регионов в экспериментальном порядке пройдет этап апробации. Изнасилования стандартом не предвидится, пообещал Асмолов.

ОБСУЖДЕНИЕ http://pedsovet.org/content/view/19154/251/#comments

Поделиться
Комментарии 1
Фаина 24.11.2014 17:28 #
Очень доступно написано.спасибо за комментарий ФГОСДО
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2767
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.