Панельная дискуссия «Каким должен быть стандарт дошкольного образования?»

  ср., 08.05.2013

27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», состоялась панельная дискуссия «Каким должен быть стандарт дошкольного образования?» (участники – Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», Вадим Чеха, заместитель руководителя Рособрнадзора, Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», Наталья Шадрина, заместитель директора по вопросам регионального развития Института проблем образовательной политики «Эврика»).

В начале панельной дискуссии с установочным сообщением выступила Татьяна Волосовец отметив, что ФГОС дошкольного образования возник не случайно – 29 декабря 2012 года был подписан закон «Об образовании РФ», в котором дошкольное образование впервые, наряду со школьным, средне-профессиональным, высшим и дополнительным, представлено как отдельный уровень образования.

Дошкольный стандарт предполагает те же требования (к условиям, образовательной программе, результатам), как и другие федеральные образовательные стандарты. Но в 64 статье закона подчеркивается, что проводить промежуточную и итоговую аттестацию в системе дошкольного образования запрещено. Оценивать индивидуальные результаты детей возможно (например, через наблюдение), но только для «внутреннего пользования», они не должны становиться основанием для принятия управленческих решений.

Основой стандарта должны стать требования к условиям его реализации. Это должно касаться и требований к педагогическим работникам (изменение содержания профессионального образования в педагогических колледжах, изменение системы повышения квалификации, возможность повышать квалификацию на стажировочных площадках и т.д.), и соотношения педагогов и детей в образовательном учреждении. Необходимо также установить четкую взаимосвязь между реализуемой образовательной программой, и ее материально-техническим обеспечением (образовательная среда должна соответствовать реализуемой образовательной программе). Если подобная логика будет принята, то необходимо будет внести изменения в СанПиН, понадобится новый документ, который заменит типовое положение, необходимо будет внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу.  

Анжела Невежина (Республика Бурятия) отметила, что в настоящее время система повышения квалификации работников дошкольного образования не соответствует современным требованиям, «учиться не у кого и нечему». Содержание образования в педколледжах, в институтах остается прежним. Специфика дошкольного образования институтами повышения квалификации попросту не учитывается.

Вадим Чеха отметил, что согласно новому закону цель дошкольного образования – развитие физических, интеллектуальных и иных способностей ребенка, сохранение его здоровья, обеспечения готовности к школе. Поскольку в дошкольном ФГОС требования к результатам должны быть отражены, то возможен почти дословный, максимально обобщенный перенос этих требований в текст стандарта из закона. Также было отмечено, что проблема доминирования СанПиН в образовании происходит не только из-за позиции министерства здравоохранения, но и из за того, что представители образования не могут четко обосновать свои позиции по принципиальным вопросам. Вадим Чеха также подчеркнул, что оптимальным объектом проверки для чиновника могут стать условия (поскольку могут быть выражены количественно, не требуют серьезных ресурсов для выявления). При этом объектом должна стать и программа образовательного учреждения (соответствие ее содержания установленным требованиям), и в этом смысле проверка осуществляется на ее соответствия норме. 

Наталья Гребенкина (Тюменская область) отметила, что одним из способов оценки результата дошкольного образования может стать удовлетворенность родителя предоставленной услугой, готовность самого ребенка идти в детский сад.

Ольга Шиян подчеркнула, что все согласны с тем, что надо вывести ребенка из-под "проверочного удара", и необходимо проверять лишь условия предоставления образовательной услуги. Но если говорить об условиях формальных, то это сделать относительно просто (смотрим, соответствует ли норме). Сложно оценить, является ли среда развивающей, не очень понятен формат, который возможен для проверки этого соответствия.  

Александр Адамский отметил, что это и является наиболее важной задачей – описание социальной ситуации развития. Кадры, материально-техническая база, программы – должны рассматриваться в контексте того, являются ли они основанием для ее создания. В этом смысле, именно умение создавать социальную ситуацию развития должно стать основанием для подготовки (и переподготовки кадров), при этом не в упрощенном (например, овладеть методикой проведения игры), а в глобальном масштабе.

Наталья Шадрина подчеркнула, что до сегодняшнего дня в дошкольном образовании условия никогда не описывались со стороны системы образования (описывались – в основном как требования СанПиН). В этом смысле это новая задача, требующая перевода педагогического, психологического знания в требования (в том числе, и финансовые) к образовательной среде дошкольного учреждения.

Сергей Горохов

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2487
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.