Увидеть успешность ребёнка |
пт., 21.10.2016 |
заведующий сектором дошкольного образования Учитывая свой немалый опыт работы в системе дошкольного образования, к очень важным профессиональным качествам педагога я отношу умение внимательно наблюдать за ребёнком и квалифицированно «считывать» внешние проявления-сигналы. Квалифицированно, т.е. понимая причины возникновения этих сигналов.Именно особая наблюдательность педагога в соединении с грамотной интерпретацией увиденного могут лечь в основу индивидуализации образования каждого ребёнка. Сегодня, на мой взгляд, не хватает технологичности этого процесса. Уверена, что этому всерьёз нужно обучать на этапе профессиональной подготовки специалистов, планирующих работать с детьми. |
Спектр внешних проявлений человека, которым уже найдены объяснения, всё время расширяется, и даже новые научные направления возникают. Например, кинесика изучает жесты, мимику и прочие телодвижения, которые служат средством коммуникации, чтобы по языку жестов и телодвижений понять, что действительно думает или хочет сказать человек. Или физиогномика, которая изучает сущность человека, его характер, состояние, исходя из его внешности, черт лица.Про графологию тоже наверняка слышали, когда по почерку определяются индивидуальные особенности личности. Много невербальных человеческих сигналов описано и в психологии, и в медицине. Врач прежде чем назначить лечение, обратит внимание на цвет кожных покровов, заглянет в горло,посмотрит результаты анализов, пощупает пульс и т.д. А по каким основаниям педагог определяет так называемый индивидуальный образовательный маршрут ребёнка? Согласитесь, сегодня подобных технологий нам,педагогам,определенно не хватает, особенно их практического применения.
В целом имеется понимание того, что при каких-то общих подходах и принципах работы с детьми,методы и стиль взаимодействия педагога с каждым ребёнком должны быть различны, потому что и дети все разные. Но если мы и видим эти различия, то как на практике считываем ту информацию, которую и вербально, и невербально«посылает» нам ребёнок, как учитываем это в его образовании? Очень важно увидеть, в чём малыш более успешен, к чему проявляет особый интерес, чем любит заниматься, чтобы помочь максимально развить именно эти качества.Кто-то из детей любит конструировать, кто-то рассматривать букашек, кто-то скромен и застенчив, кто-то активен и настойчив, один схватывает всё налету, другому нужно время подумать…При этом сложно сказать, какие из перечисленных качеств обеспечат этим детям большую жизненную успешность. У всех своё генетическое наследие, особые социальные ситуации, разные семейные истории, личный опыт и ещё много-много других факторов. В Корее, например, есть такая традиция: когда ребёнку исполняется год, перед ним раскладывают несколько предметов (книга, краски, музыкальный инструмент, слесарный инструмент, деньги и др.) и наблюдают, к какому из них он потянется. Если он возьмет книгу – быть ему писателем, если же краски – будет он художником, если молоток - будет из него мастер на все руки и так далее. Такой вот своеобразный тест на определение основной линии жизни.И есть в этом желании угадать истинное предназначение человека какая-то мудрость, что-то педагогическое…
Возможно ли сегодня в условиях общественно-коллективных форм образования, когда один педагог управляет коллективом таких разных детей, увидеть каждого ребёнка, направить его развитие в то русло, в котором он будет наиболее успешен? Могут ли не только требования СанПиН, но и сами дети служить нам регламентом при определении длительности занятий, игр, сна или прогулок? Давайте подумаем вместе. И внимательней вглядимся в каждого ребёнка.
Недавно училась на курсах "Вдохновленный Реджио", замечательные уроки для себя получила и читая ваши мысли, абсолютно согласна с тем, что педагого должен быть крайне внимателен ко всем проявлениям ребенка, вербальным и невербальнм. Роберт Малагуцци писал:"Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть, говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать...". Понимая это, и принимая это, кажды педагог мог бы не только поощрять и способствовать развитию ребенка самовыражаться, но и формировать новое содержание образования на основе детского запроса, детского интереса....