Убедить, а не заставить |
пт., 29.03.2013 |
Сегодня я встретилась с Натальей Валентиновной Гребёнкиной – начальником отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области, чтобы узнать, что в «нашем королевстве» делается. Вот какой разговор состоялся. |
|
Марина Осьмакова: Наталья Валентиновна, какие проблемы Вы считаете наиболее значимыми сегодня в дошкольном образовании?
Наталья Гребёнкина: Про нехватку мест говорить не буду, это чисто технический вопрос. Строим, создаём, открываем, всем предоставим. Думаю, что сегодня важно, чтобы педагоги детских садов осознанно меняли процесс образования детей, понимая, что и для чего они делают, иначе даже самые интересные идеи могут превратиться в полную противоположность и просто-напросто навредить детям.
Приведу пример из практики. Сегодня мы отказались от проведения жёстко регламентированных занятий в детских садах. Пришлось это сделать потому, что занятие постепенно превратилось в маленький урок и утратило свой первоначальный смысл: занятость детей делом. СанПиНы этому тоже способствовали. Ну как можно заниматься интересным делом 15 или 20 минут? (в скобках замечу: думаю, что такого рода требования вынуждены были вводить потому, что педагоги не были готовы квалифицированно «считывать с ребёнка» внешние сигналы, по которым можно понять, утомлён ребёнок или перевозбуждён, интересно ему или нет и т.д. Да и в вопросах физиологии оказались не сильны или забыли, что дошкольник активно растёт и ему для роста (для деления клеток) необходима энергия, т.е. движение). Были и другие причины. В общем, начали убеждать педагогов в том, что решать образовательные задачи можно по-другому и более эффективно, играя, экспериментируя, общаясь с детьми. Прихожу в детский сад и вижу: в приёмной вместо расписания занятий вывешена «Циклограмма образовательной деятельности», а в ней с 9.30 до 10.00 предусмотрена коммуникация. Спрашиваю воспитателя (кстати, вполне себе адекватная женщина): «А в другое время вы с детьми не общаетесь?». Отвечает: «Конечно, общаюсь, но методист так потребовала». Абсурд какой-то! К сожалению, таких примеров не мало. Я понимаю, что не с каждым проверяющим вступишь в конструктивный диалог, но вопрос и в другом: а можем ли мы вести такой диалог? Аргументированно, спокойно и грамотно, так, чтобы возразить было трудно. В этой связи вспоминаю, как впервые пришла на педпрактику в детский сад. Поставили меня воспитателем на группу 3-х летних детей. Дети – чудо! В группе стояло пианино. Так как я закончила музыкалку, начала играть, дети начали пританцовывать. В результате вылилось всё это в музыкальный импровизированный спектакль: наряжались, изображали всяких животных, издавали разные звуки и т.д. Я была счастлива от того, что детям интересно и радостно. Потом для родителей нечто подобное показали, и им понравилось. Я просто кайф испытывала, говорю совершенно искренне. Методист, которая курировала мою практику, подошла ко мне и очень по-доброму, мягко сказала: ну молодец конечно, но это ведь всё не по программе и музыкальный репертуар в этой группе другой предусмотрен… Я постаралась объяснить, что этот музыкальный ритм органичен для детей и хорошо развивает моторно-двигательную координацию, привела ещё какие-то аргументы. Видимо, я её убедила. Она посмотрела на меня с доверием, и никаких плохих последствий не было. Вы скажите, что мне повезло с методистом. Возможно. Но всё-таки думаю, любой здравомыслящий человек, увидев удовлетворение на лицах детей и родителей (а это самый убедительный аргумент!), не станет придираться и ссылаться на какие-то требования. А вот, если интерес проверяющего не связан ни с детьми, ни с родителями, а лежит в другой плоскости… , то это … к образованию никакого отношения не имеет.
Наверное, далеко ушла от Вашего вопроса, но хотелось убедить и Вас, Марина, в том, что от педагога многое зависит. Мы, управленцы, только вектор движения задаём, общие принципы и подходы, а с ребёнком-то воспитатель находится. Хотелось бы, чтобы педагоги делали то, в чём убеждены. Когда воспитатель делает то, что «сверху» заставили, не понимая, что к чему, - толку не будет. Более того, от непонимания требований, которые к тебе предъявляют и заставляют выполнять, накапливаются негатив, агрессия и всё это «приносится» детям. Если не понял, для чего это нужно – лучше не делай, чтобы абсурда не было, соблюдай принцип: «Не навреди!». Жалко только, что процесс понимания необходимости изменений происходит у всех разными темпами: кто-то быстро воспринимает и меняется, кто-то уж очень медленно. Вот и приходиться убеждать, а дети и родители ждать не хотят. Сейчас и зарплата у воспитателей достойная стала, а изменения всё равно происходят очень медленно. Это зарплату можно быстро поднять, а сознание быстро изменить не получается. Какой выход? Создавать конкуренцию в профессиональной сфере. Принимать на работу в детский сад в первую очередь тех, кто способен быстро и, главное, осознанно меняться. Сейчас это становится возможным. Например, в некоторых детских садах на вакансию воспитателя претендуют сегодня сразу 2-3 человека. Уже есть из кого выбирать – это хорошо. Важны и критерии отбора.
Все родители хотят для своего ребенка самого лучшего воспитателя. Вот на Ваш взгляд, Марина, какой это педагог?
Марина Осьмакова: Прежде всего, любящий детей, ...
Наталья Гребёнкина: Простите, перебью. Что значит любящий? Может быть, любящий своё дело, свою работу? Любить ребёнка – это, на мой взгляд, Ваша функция, как мамы. А вот доброе, уважительное отношение к личности ребёнка – это должно быть обязательным требованием к педагогу. Может, надо сформировать такой список требований? Вместе с родителями.
Марина Осьмакова: А где же взять таких воспитателей, чтобы всем требованиям соответствовали?
Наталья Гребёнкина: Их надо готовить к этой профессии по-другому. Ведь если ты не являешься носителем каких-то интересных способов взаимодействия, эффективных технологий, то и к детям ты это не принесёшь. Ничего не возникает из ниоткуда… На этапе профессиональной подготовки надо погружать будущих воспитателей в такие модели взаимодействия, которые мы хотим увидеть в детском саду. Иначе как воспитатель будет, ну например, сотрудничать с детьми, если с ним самим никто и нигде не сотрудничал? Или создавать проблемную ситуацию, если для него её никто не создавал? Теории здесь не достаточно, надо всё через себя «пропустить», потренироваться, если хотите.
Марина Осьмакова: Пока появятся такие воспитатели, наши дети вырастут!
Наталья Гребёнкина: Такие воспитатели есть, но пока…, как говорит «Русское радио», в нашем «Парке культуры и отдыха» отдыха больше, чем культуры. Так что продолжим убеждать, заставлять – не эффективно… Важно только, чтобы не получилось так, как с тем паровозиком из Ромашково из известного мультфильма.
Марина Осьмакова: Большое спасибо, было интересно. Предлагаю чаще встречаться.
Наталья Гребёнкина: Согласна.
Беседу записала
главный редактор интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Осьмакова Марина Васильевна
Свою работу надо любить...тогда и работается легко и с удовольствием!