Убедить, а не заставить

  пт., 29.03.2013

 

Сегодня я встретилась с Натальей Валентиновной Гребёнкиной – начальником отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области, чтобы узнать, что в «нашем королевстве» делается.

Вот какой разговор состоялся.


Марина Осьмакова:  Наталья Валентиновна, какие проблемы Вы считаете наиболее значимыми сегодня в дошкольном образовании?

Наталья Гребёнкина:  Про нехватку мест говорить не буду, это чисто технический вопрос. Строим, создаём, открываем, всем предоставим. Думаю, что сегодня важно, чтобы педагоги детских садов осознанно меняли процесс образования детей, понимая, что и для чего они делают, иначе даже самые интересные идеи могут превратиться в полную противоположность и просто-напросто навредить детям.

Приведу пример из практики. Сегодня мы отказались от проведения жёстко регламентированных занятий в детских садах. Пришлось это сделать потому, что занятие постепенно превратилось в маленький урок и утратило свой первоначальный смысл: занятость детей делом. СанПиНы этому тоже способствовали. Ну как можно заниматься интересным делом 15 или 20 минут? (в скобках замечу: думаю, что такого рода требования вынуждены были вводить потому, что педагоги не были готовы квалифицированно «считывать с ребёнка» внешние сигналы, по которым можно понять, утомлён ребёнок или перевозбуждён, интересно ему или нет и т.д. Да и в вопросах физиологии оказались не сильны или забыли, что дошкольник активно растёт и ему для роста (для деления клеток) необходима энергия, т.е. движение). Были и другие причины. В общем, начали убеждать педагогов в том, что решать образовательные задачи можно по-другому и более эффективно, играя, экспериментируя, общаясь с детьми. Прихожу в детский сад и вижу: в приёмной вместо расписания занятий вывешена «Циклограмма образовательной деятельности», а в ней с 9.30 до 10.00 предусмотрена коммуникация. Спрашиваю воспитателя (кстати, вполне себе адекватная женщина): «А в другое время вы с детьми не общаетесь?». Отвечает: «Конечно, общаюсь, но методист так потребовала». Абсурд какой-то! К сожалению, таких примеров не мало. Я понимаю, что не с каждым проверяющим вступишь в конструктивный диалог, но вопрос и в другом: а можем ли мы вести такой диалог? Аргументированно, спокойно и грамотно, так, чтобы возразить было трудно. В этой связи вспоминаю, как впервые пришла на педпрактику в детский сад. Поставили меня воспитателем на группу 3-х летних детей. Дети – чудо! В группе стояло пианино. Так как я закончила музыкалку, начала  играть, дети начали пританцовывать. В результате вылилось всё это в музыкальный импровизированный спектакль: наряжались, изображали всяких животных, издавали разные звуки и т.д. Я была счастлива от того, что детям интересно и радостно. Потом для родителей нечто подобное показали, и им понравилось. Я просто кайф испытывала, говорю совершенно искренне. Методист, которая курировала мою практику, подошла ко мне и очень по-доброму, мягко сказала: ну молодец конечно, но это ведь всё не по программе и музыкальный репертуар в этой группе другой предусмотрен… Я постаралась объяснить, что этот музыкальный ритм органичен для детей и хорошо развивает моторно-двигательную координацию, привела ещё какие-то аргументы. Видимо, я её убедила. Она посмотрела на меня с доверием, и никаких плохих последствий не было. Вы скажите, что мне повезло с методистом. Возможно. Но всё-таки думаю, любой здравомыслящий человек, увидев удовлетворение на лицах детей и родителей (а это самый убедительный аргумент!), не станет придираться и ссылаться на какие-то требования.  А вот, если интерес проверяющего не связан ни с детьми, ни с родителями, а лежит в другой плоскости… , то это … к образованию никакого отношения не имеет.

Наверное, далеко ушла от Вашего вопроса, но хотелось убедить и Вас, Марина, в том, что от педагога многое зависит. Мы, управленцы, только вектор движения задаём, общие принципы и подходы, а с ребёнком-то воспитатель находится. Хотелось бы, чтобы педагоги делали то, в чём убеждены. Когда воспитатель делает то, что «сверху» заставили, не понимая, что к чему, - толку не будет. Более того, от непонимания требований, которые к тебе предъявляют и заставляют выполнять, накапливаются негатив, агрессия и всё это «приносится» детям. Если не понял, для чего это нужно – лучше не делай, чтобы абсурда не было, соблюдай принцип: «Не навреди!». Жалко только, что процесс понимания необходимости изменений происходит у всех разными темпами: кто-то быстро воспринимает и меняется, кто-то уж очень медленно. Вот и приходиться убеждать, а дети и родители ждать не хотят. Сейчас и зарплата у воспитателей достойная стала, а изменения всё равно происходят очень медленно. Это зарплату можно быстро поднять, а сознание быстро изменить не получается. Какой выход? Создавать конкуренцию в профессиональной сфере. Принимать на работу в детский сад в первую очередь тех, кто способен быстро и, главное, осознанно меняться. Сейчас это становится возможным. Например, в некоторых детских садах на вакансию воспитателя претендуют сегодня сразу 2-3 человека. Уже есть из кого выбирать – это хорошо. Важны и критерии отбора.

Все родители хотят для своего ребенка самого лучшего воспитателя. Вот на Ваш взгляд, Марина, какой это педагог?

Марина Осьмакова:  Прежде всего, любящий детей, ...

Наталья Гребёнкина:  Простите, перебью. Что значит любящий? Может быть, любящий своё дело, свою работу? Любить ребёнка – это, на мой взгляд, Ваша функция, как мамы. А вот доброе, уважительное отношение к личности ребёнка – это должно быть обязательным требованием к педагогу. Может, надо сформировать такой список требований? Вместе с родителями.

Марина Осьмакова:  А где же взять таких воспитателей, чтобы всем требованиям соответствовали?

Наталья Гребёнкина:  Их надо готовить к этой профессии по-другому. Ведь если ты не являешься носителем каких-то интересных способов взаимодействия, эффективных технологий, то и к детям ты это не принесёшь. Ничего не возникает из ниоткуда… На этапе профессиональной подготовки надо погружать будущих воспитателей в такие модели взаимодействия, которые мы хотим увидеть в детском саду. Иначе как воспитатель будет, ну например, сотрудничать с детьми, если  с ним самим никто и нигде не сотрудничал? Или создавать проблемную ситуацию, если для него её никто не создавал? Теории здесь не достаточно, надо всё через себя «пропустить», потренироваться, если хотите.

Марина Осьмакова:  Пока появятся такие воспитатели, наши дети вырастут!

Наталья Гребёнкина:  Такие воспитатели есть, но пока…, как говорит «Русское радио», в нашем «Парке культуры и отдыха» отдыха больше, чем культуры. Так что продолжим убеждать, заставлять – не эффективно… Важно только, чтобы не получилось так, как с тем паровозиком из Ромашково из известного мультфильма.

Марина Осьмакова:  Большое спасибо, было интересно. Предлагаю чаще встречаться.

Наталья Гребёнкина:  Согласна.

 

 

Беседу записала

главный редактор интернет-издания «Детские сады Тюменской области»

 Осьмакова Марина Васильевна

 

Поделиться
Комментарии 9
Лискова С.А. 30.03.2013 14:22 #
Наталья Валентиновна недавно посетила наш Червишевский детский сад. Мы очень переживали, ожидая ее приезда. Напрасно, очень приятный человек, знающий свое дело, она внимательно осмотрела каждый уголок, нашла минутку, чтобы поговорить с воспитателями. Искренне поддерживаю мысль о том, что воспитатель - ключевая фигура в реформе образования. Надо не перестраиваться, а начать жить по- другому! Очень рада, что у нас такие педагоги есть!
Ольга 31.03.2013 00:18 #
Тоже согласна с Мриной, что воспитатель во-первых должен любить детей, а все остальное это уже вторично. Его должно тянуть к детям, он должен хотеть общаться с детьми, бережно относиться к ним, чувствовать их, понимать их проблемы. И это, как правило, взаимно. Дети чувствуют, кто их любит. Они тянутся к таким воспитателям, помнят их, даже когда уже в школе учатся.
Татьяна 01.04.2013 14:32 #
Отличные мысли написаны в данной статье, хочется верить что они будут услышаны и поняты теми, кому адресованны.
Свою работу надо любить...тогда и работается легко и с удовольствием!
воспитатель 06.04.2013 22:16 #
Рыба гниёт с головы! Наведите порядок в руководстве. Пусть заведующие меняются! От воспитателей простых мало что зависит. Да и условия когда по 10,5 часов работают с 35-ю детьми тоже не айс!
Елена 16.04.2013 23:57 #
к предыдущему комментарию. меняться нужно всем, не только заведующим. от воспитателя многое зависит, т.к. именно он находится в непосредственном контакте с детьми. надо формы общения с детьми менять. не командовать ими, а совместно чем-то интересным заниматься.
Татьяна 13.05.2013 23:30 #
Очень понравилась обсуждаемая тема. Еще очень хочется, чтобы скорее в нашей стране дошкольное образование стало действительно первой и важной ступенью образования - в современных зданиях, с современным оборудованием, с образовательными программами, продуманными нашими учеными до мелочей, не требующими того, чтобы воспитатель по ночам придумывал и сочинял, мастерил пособия для занятий, а действительно с радостью и желанием занимался любимым высоко оплачиваемым трудом. А в детских садах все-таки большинство именно тех, кто любит детей и свою работу. Другие долго не держатся в дошкольной семье. Спасибо всем коллегам дошкольникам за великий труд!
Валентина 30.05.2013 02:12 #
Не все проверяющие такие отзывчивые и понимающие, как Наталья Валентиновна. Есть такие, цель которых найти только отрицательное в нашей работе. Если нет ошибок, значит проверяющий плохо проверял. Воспитатели тоже люди и психологическая устойчивость к проверкам разная. Растеряется педагог, промедлил с ответом, значит ничего не знает, работать не умеет. Контролирующим органам тоже необходимо менять стиль проверок и общения. Это конечно моё мнение.
светлана 07.10.2013 00:37 #
Согласна, насчёт проверяющих. Наталья Валентиновна говорит о том, что необходимо доказать свою точку зрения. А как её доказать если слушать не хотят, никакие аргументы не действуют. Как проверки, так показуха.
марина 30.07.2014 10:27 #
Экспериментировать , играть так чтобы был результат, возможно только с подгруппой детей, а куда деть остальных 25-28 человек. В том то и дело уважаемая Наталья Валентиновна, вы управленец, не более того.В теории всё замечательно и быстро. Посетите детский сад не целью проверки, с целью помощи, и проживите с воспитателем, хотя бы пол дня. Я больше чем уверена, ваши вектора изменят своё направление.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3548
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.