Отзвучали фанфары, названы имена победителей. |
вт., 16.04.2013 |
Отзвучали фанфары, названы имена победителей. Конкурс «Педагог года - 2013» уже в прошлом. Чем интересен и что он дал педагогическому сообществу?
Своими впечатлениями о конкурсе «Воспитатель года – 2013» делится начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области Наталья Гребёнкина
Для меня конкурс – это некий внешний сигнал о том, что происходит сегодня в нашей системе дошкольного образования. Из года в год наблюдаю, как и куда мы движемся. Вот и в этом году с радостью отмечаю, что изменения, безусловно, происходят. Большинство воспитателей стали организовывать с детьми деятельность, а не жёстко регламентированные занятия, напоминающие школьный урок. Дети стали больше и свободнее двигаться, что соответствует их физиологической потребности в движении, так как они стремительно растут в этом возрасте. Педагоги продемонстрировали владение большим количеством методов и приёмов, показали в ходе конкурса достаточно широкий спектр игр, умение пользоваться современными компьютерными технологиями. Все, без исключения, участницы продемонстрировали личностные качества, которые так необходимы в воспитательской профессии: искренность и доброту по отношению к детям, любовь к своему делу, заинтересованность в своём профессиональном росте и огромное желание победить. Каждая из участниц чем-то, да блеснула. Про каждую можно сказать много хорошего, а главное, что я отметила, каждая попала «в десятку» при выборе профессии – это важно. Порадовало и то, что в ходе конкурса педагоги искренне поддерживали друг друга, помогали и подбадривали, несмотря на закономерную конкурсную конкуренцию.
Происходящее в нашей номинации немного не вписывалось в традиционный конкурсный формат, так как помимо оценки просмотренных мероприятий мы обязательно обсуждали и анализировали со всеми присутствующими всё, что увидели. Для меня было важно зафиксировать внимание педагогов на тех местах, над которыми, на мой взгляд, ещё предстоит поработать, иначе говоря – задать некий вектор для дальнейших изменений. А подумать и поразмыслить ещё есть над чем!
Наряду с теми позитивными изменениями, которые я отметила, наблюдая за участницами конкурса в разных ситуациях, для меня очень отчётливо определилась проблематика педагогической деятельности, на которой сегодня, на мой взгляд, необходимо сосредоточиться, в первую очередь, методическим службам всех уровней, институтам подготовки и переподготовки педагогов для системы дошкольного образования.
Пока ещё, к сожалению, преобладают «командно-административные» формы управления детьми, когда воспитатель, стоя «над» детьми выдаёт им готовую информацию, не ориентируясь на их личный опыт, не создавая ситуацию сотрудничества и эмоционально значимого для ребёнка общения. В большинстве случаев отсутствует развивающий характер образования: педагог не создаёт того накала, внутреннего напряжения, которые помогают детям делать собственные выводы и открытия. Монолог воспитателя пока преобладает над диалогом, обратная связь с детьми слабая… Пока ещё недостаточно проявлена та модель взаимодействия, которую хотелось бы сегодня видеть, а именно: создание ситуации выбора наиболее привлекательного для ребёнка занятия из нескольких видов деятельности, умение педагога квалифицированно «считывать» внешние сигналы, которые в разных формах «посылает» ребёнок, и соответственно на них реагировать и т.д. Причины этих трудностей понятны: мы «пропитаны» такими формами взаимодействия, в которых сами обучались, и потому другие формы в собственную практику привнести сложно. Сегодняшним педагогам необходимо «напитаться» другими формами общения и сотрудничества с детьми, «пропустить» их через себя, понять их преимущества: это и создание проблемных ситуаций, и опора на имеющийся у детей опыт, и решение образовательных задач в режиме «здесь и сейчас», и др. Именно на это должна быть ориентирована вся методическая работа. Основными формами здесь должны стать: показ способов взаимодействия и общения, совместное проектирование проблемных и игровых ситуаций, погружение в творческий процесс, различные тренинги и деловые игры, апробация наиболее эффективных образовательных технологий, а также рефлексия результативности собственной деятельности. Кроме того, нам всем надо научиться слышать и понимать детей, доверять их (хоть и небогатому) опыту, обогащая его. Современный педагог обязан быть хорошо информированным о том, чем сегодня живут дети (какие мультфильмы смотрят, в какие игры играют, чем интересуются…) – всё это тоже может стать содержательной основой образовательного процесса.
Конкурс ещё раз показал нам, какие замечательные педагоги трудятся в наших детских садах, и, как много нам ещё надо над собой работать.
Отзвучали фанфары, названы имена победителей. Конкурс «Педагог года - 2013» уже в прошлом. Через год все повторится снова. Будут названы новые имена.